ИНТЕЛРОС > №1, 2012 > Конституирование морального субъекта в биоэтическом дискурсе

Гусев Д.А., Дьячек Э.М.
Конституирование морального субъекта в биоэтическом дискурсе


17 июля 2014

Вопрос о субъекте в ХХ в. традиционно связывается с идеей дискурса и его элементов. В этом плане дискурс, в том числе и для этики, предстает универсальной категорией, которая позволяет преодолеть разрыв между реальным и номинальным или, другими словами — между сущим и должным. Дискурс в рамках модели М. Фуко предстает той средой, в которой и за счет которой становится возможен субъект. Если человек это всегда суть историческое явление, и именно в этом и заключается смысл применения термина «субъект», то тогда дискурс — это условно говоря, та система координат (исторических, то есть реальных, предпосылок), в которой и происходит перманентное осуществление или же скла- дывание субъекта. Безусловно, сравнение дискурса с некоей средой выглядит крайне грубым упрощением. Дискурс формирует возможного субъекта, при этом не является пассивным фоном или средой обитания. Дискурс в общем-то и есть сам субъект, и мы, скорее, можем сказать, что дискурс говорит посредством субъекта, говорит им себя самого, приобретая субъективность. С этой точки зрения, идея дискурса — радикально гегелевский конструкт, только лишь не привязанный в логицистской схеме, более материальный и прагматичный.


Вернуться назад