ИНТЕЛРОС > №11, 2014 > Тень Тамерлана

Равиль БУХАРАЕВ
Тень Тамерлана


08 декабря 2014

Булгарская поэма. Вступительная заметка и публикация Лидии Григорьевой

“Услышав, как звучат цветы…”

Это лишь отрывок из большой исторической поэмы молодого казанского поэта Равиля Бухараева.  Я не оговорилась. Ему был всего двадцать один год, когда он написал (1972) это историческое полотно — со многими героями, с точными временными реалиями, с цитатами из великого Тамерлана — главного героя, со ссылками на христианские и исламские источники, с диалогами и прекрасными лирическими отступлениями о любви к дарованной Всевышним отчизне. Он даже не пытался опубликовать эту поэму в советские времена, понимая, что ее духовные ориентиры идут вразрез с господствующей идеологией тотального атеизма. Но Равиль Бухараев, молодой и талантливый поэт, сам в ту пору недавно вышедший из комсомольского возраста, по какому-то непонятному сторонним наитию уже тогда обратил свои взоры не только в глубь веков, но и в небесную высь. Примеры раннего мастерства в овладении большой поэтической формой не так уж и многочисленны. Наиболее характерный и неоспоримый пример в русской литературе — Михаил Лермонтов, в английской — Джордж Байрон. Поэма “Тень Тамерлана” написана мастерски, словно бы рукой зрелого, состоявшегося поэта. А это, безусловно, зависит не только от меры отпущенного таланта, но и от осознания того — зачем тебе этот талант дарован.

Лидия ГРИГОРЬЕВА

Страшась глухой ночной поры,
пел дервиш о садах Коканда,
о тёмных розах Бухары
и минаретах Самарканда...

Ему, у чёрного шатра
усевшись на кошмах и шкурах, 
внимали воины Тимура
в неверных отблесках костра.

Вблизи река блистала мглисто;
в шатре, средь чуткой тишины,
печально звякали мониста
пленённой булгарской княжны...

……………………….........………………….

Кругом мятежная земля... 
За каждым деревом — измена, 
из горьких пепелищ, из тлена 
встаёт, оружием звеня... 
Гюрзы отравленное жало, 
мавераннахрские пески — 
ничто пред ужасом кинжала, 
перед объятьями тоски! 
И да минует нас удар! 
Велик Аллах! Ведь я — не воин; 
я ратной славы недостоин, 
поэт, смиренный каландар... 

Как был я молод и упрям, 
когда в презреньи к миру, сдуру 
на службу отдал свой калам 
суровому к врагам Тимуру, 
войне и шелесту знамён... 
Теперь я стар и умудрён. 
Постиг я, что оставил рано 
и круг учёных мудрецов, 
и толкование Корана, 
и смысл стихов Отца отцов, 
и дервишей благочестивых, 
которым страсти нипочём... 
Увы, средь войска неучтивых 
я стал певцом и толмачом... 

Аллах, Аллах! Все люди правы. 
Я в битвах наблюдал не раз, 
как злобных воинов оравы 
мирились — сотворить намаз, 
и вновь рубиться начинали... 

О кровь! О робкий дух певца! 

Нет! Укрепи меня в печали 
всевышней волею Творца, 
возьми все знания мои, 
сомнительный мой дар поэта, — 
спаси, о Знающий!

“Все мои действия я направлял к общей пользе и никому не причинял никакой неприятности. Смысл Корана, что слуги Божьи должны выполнять только Его повеления, был мною усвоен...”

Тимур Тамерлан


……………………………………………
По тальниковому прибрежью
к реке, где хлюпала вода,
по-лосьи, рысьи, по-медвежьи
шёл бородатый Лебеда.

Ах, воля! Голод и дубинка
многопригодная в руке...
Лешачьей узкою тропинкой
шёл человек к большой реке,
легко неся большое тело;
сквозь космы грязные на лбу
клеймо багровое горело,
какое ставится рабу...

В то время боли и дурмана,
когда копались псы в золе,
и тень хромого Тамерлана,
как ночь, лежала на земле,
в дремучих чащах Черемшана
являться стали шурале...

По всей Булгарии лесистой,
утратив горький смысл борьбы,
гонимы ветром, словно листья,
скитались беглые рабы...
……………………………………………………
Страна моя! 

В то время боли повседневной
среди убийства и огня
была ты яростной — и гневной,
была в отваге удалой,
была в тревоге уязвимой,
воинственной — как край любой,
и как любой — миролюбивой!

Тебя конём топтал и жёг
Булат-Тимур, убийца вольный,
хан Тохтамыш — степной божок,
а ныне — старец богомольный,
позор и слава мусульман,
укрывший и позор и славу
зелёным знаменем Ислама
ревнитель веры — Тамерлан!
…………………………………….....…

И зазвучала память: голос,
шелками вышитый халат,
и шум подворья, хлебный колос
под сапогами князя, гвалт
прислуги, суета и ржанье
холёных сытых лошадей,
и звон стремян, и нет названья
всему, что зазвучало в ней!


Господи, что за дело мне до памяти, да и души человеческой! Глянь с небес сквозь чёрный дым — пахарь золу за плугом топчет, плуг баба растрёпанная тянет... Кто из них об душе ближней думает? О ртах помыслы их — в голодной избе малые ребятишки рты разевают, как
чёрные галчата! Купец по лесу едет — трясётся, ратный человек коня погоняет, князь в хоромах сидит — о чём думают они? Прости прегрешенья мои, страшно время моё, слаб я, Господи! Один я... Очи Матери Твоей Пречистой копытом продавлены, камень колени жжёт...


………………..……………………………………………………….....................................……….

Булгария, страна печали,
твои деревья и кусты
в сторожкой тишине молчали,
лишь ветви тёмные качались,
как лошадиные хвосты...

 

Люблю тебя в рассветный миг,
когда над белыми лугами,
как над пушистыми снегами
звенит орлиный первый крик,
и тает дымка под лучами,
и в этом трепетном молчаньи,
услышав, как звучат цветы,
касаясь солнца лепестками,
такой же ясной чистоты
прошу душе моей! 
                            Веками
я слышу бессловесный зов,
неодолимый и глубокий,
твоих рассветных облаков,
твоих кустов, твоей осоки,
твоей вскипающей реки...

Люблю тебя, моя отчизна,
и, рабству тела вопреки,
в душе — напев свободной жизни,
напев твой вечный — Аллюки!


Публикация Лидии Григорьевой


Вернуться назад