ИНТЕЛРОС > №11, 2016 > Мир детей на полотнах художников

Юрий ПОДПОРЕНКО
Мир детей на полотнах художников


06 декабря 2016

Среди произведений живописи в обширной коллекции Международной конфедерации Союзов художников немалое количество полотен посвящено теме детства. Обращение к этой теме имеет давние традиции как в русском, так и в западноевропейском реалистическом искусстве. Исторически истоки интереса к ребенку многообразны. Здесь и влияние христианства, проявившееся в многочисленных мадоннах с младенцем, и стремление вельмож закрепить на холсте образы своих наследников. И, возможно, это проявление своего рода рефлексии — при изображении детей проявляется наиболее ярко творческое, творящее начало природы, резонансное самочувствию практически каждого художника.

В изобразительном искусстве советского периода наряду с естественным продолжением традиций возникают и новые побудительные мотивы, среди которых идеи воспитания нового человека, формирования возвышенных, идеализированных представлений о том, каким должен быть человек сегодня и завтра.

«Искусство, — писал Александр Дейнека, один из ярчайших живописцев советского времени, — обладает изумительным качеством — воскрешать прошлое, показывать завтрашнее… Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлого и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени, и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое... Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью».

Юные герои полотен Дейнеки полны и внутреннего оптимизма, и вполне осязаемого физического здоровья, радостного, порой плакатного, ощущения жизни.

В произведениях ряда художников детская тема возникает и как право на выражение личного, непубличного взгляда на жизнь, стремление передать тонкие оттенки настроения. И это отчетливо проявляется в жанре детского портрета. Продолжая традиции, заложенные Ильей Репиным и Валентином Серовым, Самуил Адливанкин создает милый, вызывающий добрую улыбку портрет «Девочки с собачкой». А Владимир Переяславец пишет портрет дочери Маши на фоне изнанки некоего холста, как бы впуская и приглашая тем самым зрителя в свое творческое закулисье. Работа Георгия Ниссого «Девочка, играющая на пианино» приоткрывает добрый, уютный мир дома.

Тогда как холст туркменского живописца Чары Амангельдыева «Почётный пионер» возвращает нас в советское прошлое с его ритуалами, но и с национальным колоритом в предъявлении присущей той эпохе темы.

Немало было создано произведений, в которых тема детства становилась поводом и средством для разного рода символических обобщений.

В семейном портрете латвийской художницы Франчески Кирке «Венера» простое житейское счастье возвышено до мифологии. А в полотне одного из ярких представителей «сурового стиля» Николая Андронова мать и делающий первые шаги ребенок становятся обобщенным выражением мира («Война и мир. Правая часть диптиха»).

Полотно Игоря Обросова «Голубые озёра льна» — настоящий гимн. Любви, единению человека и природы, жизни, ее вечному и всегда новому продолжению.

Дети на полотнах художников — тот сегодняшний день, который обязательно становится завтрашним, а значит, и вечным.


Вернуться назад