ИНТЕЛРОС > №11, 2017 > ЗВЕЗДЫ

Александр ОРЛОВ
ЗВЕЗДЫ


23 ноября 2017

 Найти себя в себе самом

 И не терять из виду…

 Александр Твардовский

 

Когда я обращаюсь в прошлое, то всегда вспоминаю одно из самых ярких детских впечатлений, оно связано со словами Вячеслава Тихонова, исполняющего роль учителя истории Ильи Семёновича Мельникова в пасторальной кинокартине «Доживем до понедельника». В ответ на вопрос коллеги — учительницы русского языка и литературы: «Это кому я буду доказывать?» — герой Тихонова говорит: «Им! Каждый день, каждый урок, а если не можем, то давайте заниматься другим ремеслом, где брак дешевле обходится». Я и сейчас каждое первое сентября собираюсь на работу под «Журавлиную песню» из этой эпохальной картины. Почему? Видимо, в настоящее время я всё больше понимаю, насколько верны слова вымышленного историка, насколько они привлекли сердце реального третьеклассника советской школы, стали моим жизненным провожатым, в них я вижу высшее промышление о себе и обо всём, что окружает нас. Вслушиваясь, я размышляю о том, кто такой учитель. Для меня учитель — это выразитель всего собранного опыта предков, его культурных ценностей, духовных основ, нравственных начал. Учительство — это один из не подлежащих сомнению видов служения господу, Отечеству и народу. Сама жизнь учителя выстраивается таким образом, что он, проповедуя высоконравственные идеалы, преобразовывается сам, и в этом заслуга как учителя, так и учеников, которые не смогут воспринимать учителя как носителя духовных ценностей, если он не будет им соответствовать, а следовательно, они соучастники личностных образовательных процессов, происходящих с учителем. Я ощущаю, что когда пробуждаю в учениках природные, родовые, житейские и исторические связи, во мне все более совершенствуется инстинкт национального самосохранения, то есть происходит процесс взаимного обогащения, то есть мне платят уроком за урок. Я становлюсь еще больше русским, чем был до этого, осознаю, что учитель — это богопроповедник и вероучитель. И за этим самоопределением стоят дети, их судьбы, их вера, их уроки.

Уже не первый год я замечаю, что общаясь с ребятами, я лучше понимаю великое житие русского народа, его фундаментальные основания, выразительную индивидуальность, горькое и великое существование. Это особенно остро испытываешь, когда они рассказывают о судьбах своих близких, которых коснулись Первая и Вторая мировые войны, революции, репрессии, развал Российской империи и Советского государства.

Если вдуматься, то дети, завтрашнее России, являются словно зеркальным отражением нашей страны, жизнедеятельных процессов, которые происходят с нами и вокруг нас. Именно с нашими юными гражданами перечитывая прославленные строки, пересматривая любимые фильмы, слушая общенародные песни, рассказывая им о славных сынах Отчизны, я, вновь и вновь перелистывая страницы жизни, вспоминаю и переоцениваю свое отношение к окружающим. Передо мной, как и перед киношным учителем, стоит вопрос: «Каким должен быть учитель истории?». И ответ дают ученики, которых нельзя обманывать, сглаживать исторические неровности, умалчивать трагические события, скрывать слабые места национального характера. Для меня самый нужный урок — это урок правды, чтобы те, которых учу я, не сказали бы спустя годы: «Историк обманывал нас!» И этот урок правды исходит не от меня, это урок самоидентификации и самоопределения, который задают мне ученики, являющиеся, как и я, провожатыми высшего промысла. Я уверен, что, только выучив этот урок на отлично, можно учить духовной и нравственной преемственности, всматриваться в будущее моего народа, понять его прошлое, жаждать стать настоящим национальным наставником.

Не секрет, что профессия учителя во многом состоит в отдаче, полной и безвозмездной, и настоящий учитель неустанно задает себе вопрос, которым мучился и герой одного из моих любимых фильмов киностудии имени Максима Горького: «Что у нас есть, чтобы отдать?» Ведь каждый из нас понимает, что мы передаем накопленную частицу себя, и скорее всего нас будут вспоминать изредка в семейных и дружеских беседах, а наша жизнь и далее будет проходить в служении делу. Ученики будут приходить и уходить, а мы обязаны их учить, взращивать и провожать навсегда, и, как не странно, этому учат нас именно они. Меняются лица, люди, убеждения, и ты видишь изменения в ребятах нового поколения, да что там поколения, каждого нового выпуска. Случается, год разницы, а люди совершенно полярные, и каждого ты должен научить, а прежде всего научить себя понимать их. Сдать им экзамен на профессиональную пригодность, уважение, любовь, память.

Может быть, поэтому с годами я становлюсь похож на того школьного романтического героя, которого выдумал и взрастил в своем сердце, но это видение уже не мое, это дети своим чутким внутренним оком высмотрели во мне, казалось, ушедшие навсегда ребяческие грезы, и посчитали своим, близким, для кого-то родным, и научили, как когда-то родители, быть чище, увереннее, сильнее. Как и многие другие преподаватели, для них я узнаю больше, им вручаю накопленное, а порой словом или взглядом становлюсь с ними со-тайником.

Время идет, и когда вдруг я поступаю опрометчиво, то испытываю чувство стыда за неосторожное действие и сравниваю это укоризненное чувство с похожими и забытыми ощущениями детства. А почему? Потому что становится стыдно и перед собой, а главное, перед ними, и я начинаю размышлять, как бы отреагировали они — те, кто доверяет мне, и понимаю, что они учат меня, а вернее, через них нас обучает Создатель. Как здесь не вспомнить слова из одной древней молитвы, с которой меня познакомил духовник братии Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря схиархимандрит Власий«Господи Боже мой, удостой не чтобы меня утешали, но чтобы я других утешал. Не чтобы меня понимали, но чтобы я других понимал. Не чтобы меня любили, но чтобы я других любил». Мне верится, что слова этого нежного обращения к Творцу больше всего подходят учителям. Ведь так схожи христианская этика с этикой учителя своей жертвенной любовью.

 Как часто учителя называют проводником во взрослую жизнь, но каждому проводнику освещают дорогу звезды, они ведут его сквозь темень, туман, препятствия, и звезды эти — его ученики. Он идет на их свет и тепло, он забывает обо всем, желая им бессрочного горения, он в состоянии пересчитать все звезды и рассказать о каждой из них.


Вернуться назад