ИНТЕЛРОС > №5, 2017 > «Я боюсь пустой жизни»

«Я боюсь пустой жизни»


28 мая 2017

Белгородские школьники о детстве и взрослении

Эти эссе о взрослении — попытка оглянуться на пять лет назад, когда главная мечта была — стать взрослым, за спиной стояли всегда готовые подстраховать папа и мама, учителям верилось безоглядно, рядом были друзья, а впереди — только счастье. Сегодня им, 15—16-летним, уже не всё так ясно. В их рассуждениях — теория и практика, «как надо» и «по правде».

Мы благодарим учителей русского языка и литературы Надежду Михайловну АВДОСЁНОК (средняя общеобразовательная школа № 17), Наталью Ивановну НЕМЫКИНУ, Галину Анатольевну ДАНЬКОВУ, Наталью Анатольевну ТЮМЕЙКО и Наталью Вячеславовну КОТЕНКО (гимназия № 3).

 

 

Анна Розанова, 9б, гимназия № 3

Недавно, пересматривая свои детские фотографии, я задумалась о том, как быстро летит время. Вроде бы пару лет назад я шла в 4-й класс, а сейчас уже в 9-й… Как много изменилось. Мне вдруг стало интересно, о чем я думала в свои 10 лет? Намного ли отличалась от нынешних детей и как я поменялась за долгие годы. Перерыв все детские книжки, пылившиеся в кладовке, я нашла свой личный дневник. Скажу честно, вела я его не ежедневно, а записывала только самые яркие события и на последних страницах написала план жизни, вкратце, до 18 лет. Он выглядел так:

12—13 лет — сделать пирсинг, перекрасить волосы.

14 лет — купить кота с большими глазками (порода snoopy).

15—16 лет — найти хорошего друга/парня.

Да, не слишком подробно, но это были основные ориентиры для личной жизни. В 10—11 лет я хотела показать себя по максимуму, а это значит — вступить в какую-нибудь субкультуру и обрести знакомых со схожими интересами. Хотя в то время у меня были подруги и общения было предостаточно. Еще в 2011 году я открыла для себя трилогию «Часодеи» Натальи Щербы. Автор явно умеет заинтересовать ребенка. Меня от книги было не оторвать. Я читала везде: дома, на природе, в гостях, в машине. Этот волшебный мир манил меня все сильнее и сильнее. Тематика книг — это часы. Суть в том, что каждый предмет хранит воспоминания, то есть взяв старую вещь, можно увидеть всех ее владельцев, все то, что с ней происходило, но только обладая особенным даром. А зеркала — это коридор в другое измерение. Сюжет описывается очень живо и насыщенно, в нем присутствует множество ярких красок, это и не дает заскучать. Мне очень нравилась одна фраза: «Тому, кто знает секрет времени, легко управлять чужой судьбой». Я ходила и постоянно повторяла ее друзьям и знакомым, но никто не понимал, зачем я это говорю.

А в свободное от чтения время я выходила на улицу. Ох, это были очень долгие прогулки с восьми утра до девяти вечера, конечно, в летнее время. Я звала свою подружку, и мы с самого раннего утра играли в разные игры. Главной игрушкой был попрыгунчик, иногда мячик. Мы играли в «Съедобное-несъедобное», а если с нами гуляли еще дети, то и в «вышибалы», и «горячую картошку». С девочками любили очень играть в «резиночку» и прыгать на скакалке. И если на какой-нибудь площадке не было солнца, то мы бежали прямиком туда. Я очень любила горки и каталась только на них, снова и снова, а когда надоедало, бежала занимать качели. Все развлечения были в основном под песни Макsим и Нюши. Когда лето кончалось и наступал учебный год, я старалась учиться на отлично, но это не всегда получалось. Все домашние работы делала исправно и самостоятельно, правда, иногда ко мне на помощь приходила тетя и объясняла то, что было непонятно. В школе на переменах мальчики обычно играли в машинки, а мы, девочки, обменивались наклейками. И это символ моего детства, как когда-то наши родители коллекционировали календарики и значки. На наклейки уходила куча денег, я часто просила у мамы рублей сто на пару пачек новых стикеров. Мой альбом был полностью оклеен. В то время, конечно, особой популярностью пользовались Winx, а наклейки с ними — это было что-то бесценное, особенно голографические. Придя домой после занятий, я первым делом бежала смотреть мультики, забывая даже поесть, ведь пропустить один выпуск — это была великая трагедия! По телевизору показывали все тех же Winx (Винкс), а также ScoobyDoo (Скуби-Ду), W.I.T.C.H. (Чародейки) и Смешарики. На самом деле, Смешарики по сей день мой любимый мультик. Вечером, когда мама приходила домой, я ей помогала готовить и мы вместе смотрели фильмы, если, конечно, я сделала все домашнее задание. И спать приходилось укладываться в 21:30, потому что на учебу я просыпалась в 07:00.

Так время шло и наступала зима. Как я любила и люблю зиму! В выходные на прогулку я брала все, что можно было использовать на улице в снегу: маленькие лыжи, санки, ледянку и обязательно запасные варежки, потому что домой я приходила не скоро. Чтобы не гулять одной, я звала или подругу, или друга из моего подъезда. Возле дома есть небольшой спуск, вот туда мы и бежали. Обычно его заливали водой, и образовывалась высокая горка, поэтому детей там было очень много, и нередко я встречала своих одноклассниц, и мы большой компанией катались, играли в снежки, лепили снеговиков и валялись в снегу. Домой я приходила только тогда, когда сил на игры не оставалось вовсе. Ближе к Новому году, в свободное время, я вырезала снежинки и всячески украшала дом. Новый год — это был особый праздник. В новогоднюю ночь я старалась не уснуть, чтоб увидеть, как приходит Дед Мороз и кладет мне подарок под елку, но у меня никак не получалось, ведь засыпала я очень быстро. На следующие дни после праздника приходили знакомые, и с ними я играла в лото, а если играть никто не хотел, то я просто слушала разговоры и доедала салатики. После зимы наступила весна и мой день рождения. Если честно, я не помню, как он проходил, но точно знаю: он был веселый. Это все, что удалось мне вспомнить, но я попыталась все описать подробно.

Мне кажется, что если бы мне сейчас было десять лет, я бы вела себя точно так же. Многие говорят, что дети сейчас не гуляют, не общаются, а только сидят в соцсетях, но это не совсем так. Как я заметила, примерно до 12—13 лет вся детвора гуляет на улице и так же играет, как раньше. Хотя, конечно, дети взрослеют намного раньше и интересы начинают меняться очень рано, но я все же надеюсь, что даже через 20 лет дети останутся детьми, и у них будет настоящее, счастливое детство.

 

Даниил Завадский, 9в, гимназия №3

Взросление — процесс, происходящий на протяжении всей жизни, который меняет человека духовно и физически. Что же меняется, когда человек взрослеет? Как изменилось восприятие окружающего мною, нынешним, и тем, кем я был 5 лет назад?

Друзья. Аспект немаловажный в жизни любого человека независимо от возраста. Хорошие друзья способны дать то, что порой родитель или учитель дать не могут. В 10 лет особо не заморачиваешься по поводу выбора друга: с кем весело и интересно, с тем и дружишь. Теперь же интересы становятся более узконаправленные, и проявляются ранее не заметные качества. Поэтому становишься более внимательным к выбору друзей. Но вот что примечательно: теперь это могут быть люди, с которыми вовсе не весело и с которыми не ощущаешь себя комфортно, — так, дружба по какой-то причине или желанию…

Родители. Являются наиважнейшими учителями в жизни. Их влияние — положительное или отрицательное — оказывает на нас влияние. Они, как поводыри (некрасивое сравнение!), ведут нас, пока мы слепы и не видим всего. Они всегда готовы помочь словом и действием. Лет пять назад я особо не прислушивался к их словам — во мне жил какой-то дух бунтаря. Сейчас по-другому: прислушиваюсь к их мнению, ведь они мудры и желают уберечь от собственных ошибок, хотят помочь стать лучше, чем они сами…

Учителя. Говорить о них не просто, это люди, дающие нам знания. Раньше они были «виноваты» во всем: и в ошибках в тетради, и в жизненных неудачах. Теперь, если что-то не складывается в учебе, стараешься через обещания (не всегда выполнимые), а иногда и уговорами исправить положение (хотя понимаешь, что главное — старание). Причины — нежелание быть хуже остальных…

В целом, я теперь яснее понимаю, что любой этап в жизни — это опыт, который плохим быть не может. Разве что неприятным.

 

Алина Лобанова, 9б, гимназия №3

Какая я сейчас и какой была 5 лет назад?

В 10 лет я понимала маму и папу, слушалась, помогала им, сейчас же постоянно с ними ссорюсь, они мне почти не доверяют, часто ругают меня без повода. Не улучшилось и общение с друзьями. Во-первых, с того времени я почти ни с кем не общаюсь, так как друзья изменились в характере, а он мне не очень нравится. Во-вторых, знакомиться с людьми стало сложнее в реальной жизни, так как все сейчас общаются в виртуальном мире, поэтому количество спутников жизни значительно уменьшилось. Ну а в-третьих, сейчас другие интересы и подростки более грубые, чем дети: если в 10 лет мы могли играть и в шутку обзываться, то сейчас за это меня могут побить. С учителями тоже было гораздо проще общаться, почему — я объяснить, наверное, не смогу. Не было недопонимания, в 10 лет я всех учителей любила и уважала, сейчас же лишь единиц, но подмечу один факт: раньше учителя были лучше по отношению к ученикам.

За эти 5 лет моя жизнь перестала играть яркими красками, я больше задумываюсь о будущем, о том, как я буду жить и кем работать, какая у меня будет семья, будут ли у меня друзья ...

 

Анастасия Батракова, 9б, гимназия №3

Детство… О чем же думает человек, когда слышит или произносит это слово? Для меня детство — это когда варежки на резинке. Детство — это когда радуешься каждой конфетке, которую тебе подарили. Детство — это сказки перед сном. Детство — это когда «Дочки-матери». Детство — это когда свой возраст можно показать на пальчиках. Детство — это когда лепишь куличики в песочнице. Детство — это катание на карусели.

 В то время, когда мне было десять лет, я училась в четвертом классе. Помню, как тогда я перешла в новую школу, в которой учусь сейчас. Было первое сентября, мой первый день, знакомство с новыми ребятами и учителями. Очень уж сильно я переживала тогда, потому что прежние мои одноклассники иногда меня обижали и у меня было очень мало друзей. Но несмотря на мой страх и боязнь оказаться в такой же ситуации, новые ребята со мной подружились. Да и у меня появилось много друзей. С учителями я общалась хорошо, тем не менее у нас были разногласия по поводу оценок и домашнего задания. За каждую четверку наша классная руководительница очень сильно ругала. Домой я иногда приходила со слезами (из-за полученных четверок), но там всегда меня ждали и встречали любящие родители, которые меня всегда подбадривали. Хоть мы и ссорились часто, я всегда знала, что они меня любят так же сильно, как и я их. Бывали, правда, моменты, когда мне казалось, что мама совсем ничего не понимает, потому что она взрослая и из другого поколения, но со временем это проходит.

Сейчас я уже понимаю, что мама и папа абсолютно такие же люди, как и я, что у них были такие же проблемы в школе, что раньше мама меня не отпускала далеко от дома, потому что очень сильно за меня переживала и переживает сейчас. В школе стали давать больше материала, намного тяжелее теперь все выучить, даже просто запомнить (особенно физику и химию). Кстати, со временем у меня стало меньше друзей. Действительно настоящих друзей, которые горой встанут за меня, очень мало. Зато они настоящие. Теперь я почти не общаюсь со своими одноклассниками, темы для разговоров у нас в основном только об учебе. Что касается моих уроков и учителей, разногласия у нас все так же есть. Ну а как же без них? Всем же хочется получить хорошую отметку, не так ли?

В общем, раньше было все по-другому. Когда-то я очень хотела повзрослеть, пойти в институт, а потом на работу, хотела стать депутатом. Ну а что сейчас? Сейчас мне очень хочется вернуться в то время, когда можно было беззаботно просить у родителей конфетки, притворяться заболевшей, чтобы не идти в школу, даже просто скатиться с горки во дворе. Очень не хочется думать о предстоящих экзаменах и поступлении в институт. Знаете, детство — это лучшее время и его нужно ценить, проживать каждую минуту этой драгоценной жизни. Детство — это счастье!

 

Дарья Никитина, 9б, гимназия №3

Все мы взрослеем и все мы меняемся. Пять лет назад я не могла представить, что так сильно изменюсь.

Изменилось все, начиная с общения и заканчивая поведением. В десять лет я считала, что нужно иметь одного-единственного и лучшего друга, с которым я буду всю жизнь. Сейчас я думаю, что нельзя общаться с одним человеком постоянно, общение надоедает, люди меняются, ты в них разочаровываешься. Лучше иметь много знакомых и общаться с ними, не привязываясь.

Мое общение с родителями также поменялось. Раньше я могла рассказать родителям абсолютно все, делиться всеми секретами, много времени проводила с ними. Сейчас многое я держу в тайне от них, но могу рассказать об этом друзьям, забывая о том, что лучшим другом всегда мне была и будет мама. Все свободное время стараюсь проводить с друзьями. Теперь с родителями мне неинтересно. Что касается моего поведения, то раньше я была очень доверчивая, всегда старалась помочь другим. Со временем эти качества во мне не так сильно проявляются.

Но все-таки есть и положительные стороны моего изменения. Я стала старше, и теперь моя мама может многое мне поручить и доверить. За эти пять лет я обрела двух сестер, благодаря этому я стала намного самостоятельнее.

Все мы взрослеем и все мы меняемся. Не всегда в лучшую сторону, но изменения со временем неизбежны, так или иначе эти преображения помогут нам в будущем.

 

Александра Кожевникова, 9а, школа №17

Может показаться странным, но я знаю, когда был сделан первый шаг к взрослой жизни. Мне было тогда одиннадцать. Да... мне кажется, что-то я рановато выросла. Но поняла я это намного позже.

Все началось с обычного фильма и необычной книги: «Хоббит». Посмотрев фильм, захотелось прочесть книгу, а после книги я начала все больше и больше читать. Признаюсь, я не любила читать, и уроки литературы были для меня мукой. И поэтому интересные детские книжки прошли мимо меня, я сразу окунулась в мир взрослых книг. Но на этом мои шаги к взрослой жизни не закончились.

У меня проблемы с рождения. А точнее, с рождения у меня инвалидность. В детстве я просто не замечала этого, потом комплексовала, но взрослея, стала понимать, что в этом нет ничего особенного... Я превратила недостаток в особенность. Выступала на конференциях, участвовала в конкурсах с исследовательскими работами. И побеждала!

И если бы у меня был выбор — оставаться «инвалидом» или нет — я оставила бы все как есть, потому что я познакомилась со многими людьми благодаря этому, нашла друзей и смотрю на мир другими глазами, понимающими жизнь, в которой есть боль, но и радость и красота мира.    

Жизнь продолжается. Я не одинока — со мной близкие: семья, друзья, но с одноклассниками я так и не сдружилась, поэтому мне в школе немного одиноко. Я, наверное, раньше их начала взрослеть. Мне пришлось много преодолевать трудностей, а у них было почти все как на ладони.           

 Я о многом жалею: о поступках, словах и т.д. И еще о многом пожалею. Но я хочу «шагать» дальше к взрослой жизни, не забывая о счастливом детстве! Может, я так и не сдружусь с однокашниками. Может, не увижу старых друзей, с которыми давно не виделась, хотя очень хотелось бы. Но что бы ни произошло, я буду идти дальше и дальше, благодарямир за жизнь!

 

Елена Голикова, 9а класс, школа №17

Любой человек начинает свою жизнь с младенческого возраста. Со временем каждый ребенок переходит в стадию взросления. С чего же она начинается? У каждого по-разному. Кто-то считает себя взрослым, когда у него появляются усы и мускулы, для кого-то взросление — это максимум свободного времени и возможность заняться чем хочешь, а кто-то начинает себя чувствовать взрослым в 18 лет. Кто-то осознает законы, правила жизни сам, а кому-то нужен толчок извне.

Для начала нужно определить, что же это за «стадия взросления». Взросление само по себе — это переход из детского состояния во взрослое, связанный с определенными изменениями в личности человека. А стадия взросления — это своеобразный промежуток времени, который каждый определяет сам, точнее сказать, начинает осознавать, что на нем теперь лежит ответственность за свои поступки и решения.

Повлиять на этот процесс может что угодно: книги, школа, семья, друзья и даже просто незнакомые люди. От их действий, их влияния может измениться время начала взросления. Например, парни, вернувшиеся из армии, становятся взрослее, серьезнее, ответственнее.

А еще я считаю, что чем человек самостоятельнее, чем большего он может добиться сам, тем он взрослее. Умение самостоятельно ставить перед собой цели и решать их без подсказки и помощи окружающих указывает на степень самостоятельности человека, а значит, и на степень его взрослости.

Проблема взросления касается каждого из нас, потому что мы стоим на пороге взрослой жизни. Наша задача — стать самостоятельными людьми, умеющими не только принимать решения, но и думать об их последствиях; делать осознанный выбор и отвечать за свои поступки; думать не только о сегодняшнем дне, но и задумываться о своем будущем.

 

Артём Меннибаев, 9б, гимназия №3

Каким я был в 10 лет и какой я сейчас… Если сравнивать, то характер моего общения с окружающими изменился мало. Правда, раньше со взрослыми я был более разговорчив, всегда говорил то, что думал. Но прошло время, и я научился сдержанности.

Что касается друзей, то здесь все по-прежнему. Здесь я как был балагуром, так и остался. Мне нравится шутить, поднимать кому-то настроение. Все конфликты стараюсь решать словами, а не доводить до драк.

А вот родители… Общение с ними претерпело изменения. Если раньше я слушал их очень внимательно и старался следовать их советам, то теперь могу и поспорить с ними, в нечастых спорах стараюсь отстоять свою точку зрения. Но в то же время к просьбам родителей я отношусь теперь более серьезно и ответственно, выполняя обещанное. Получается, что за эти годы я, пусть незначительно, но изменился.

 

Анастасия Болгова, 9б, гимназия №3

О! Вы слышите? Вы слышите этот беззаботный детский смех десятилетней Насти? Она еще даже не догадывается, что ее ждет впереди, с какими сложностями она столкнется в дальнейшем, какую сторону этого, на первый взгляд, доброго и светлого мира она узнает. Конечно, не вижу повода ей об этом думать. Настя живет сегодняшним днем и радуется тому, что ее жизнь прекрасна.

Если сравнить себя десятилетнюю и нынешнюю, то можно сказать, что я очень изменилась. Вернее, изменилось отношение ко всему и ко всем. Если раньше мама для меня была мамой, а я для нее просто дочкой, то сейчас мы с ней самые близкие и лучшие друзья.

 Кстати о друзьях. С ними я всегда чувствовала себя в «своей тарелке». Не было лицемерия, лжи, фальши. Все было как-то искренне, от души.

 С учителями проблем никогда не было, да и сейчас тоже. Но кое-что все-таки изменилось. Я стала более открытой, начала высказывать свое мнение, не боясь того, что кто-то его посчитает глупым или не согласится со мной. Я могу свободно говорить с учителями на разные темы, проявлять инициативу в участии в чем-то, а не ждать, пока преподаватель сам предложит.

Почему все изменилось? Да мы просто повзрослели, стали больше разбираться в мире, в людях, в себе.

…По щекам текут слезы. Не знаю почему. То ли от осознания того, что детства не вернешь, то ли соринка в глаз попала.

 

Виталий Выродов, 9в, гимназия №3

Время всегда в движении, и остановить этот процесс нельзя. Вот и люди с возрастом меняются. Не обошли эти изменения и меня…

Мне 10 лет… Хотел бы я вернуться в тот мир, где не было подростковых проблем, в мир, где царили определенные запахи (например, тонкий аромат маминых духов или разящий от отца запах сигарет), но не было ничего половинчатого. Тот мир счастья и безделья для меня по-прежнему привлекателен.

Теперь жизнь потеряла яркие краски, из нее ушли приятные запахи и определенность. Все кругом серое, повсюду — безысходность. Друзья… Теперь сложно назвать человека другом только потому, что он угостил тебя шоколадкой: приходится присматриваться к ровесникам, доверять лишь немногим. Учителя, школа… «Второй дом» так и не стал первым, учителя лишь отрабатывают положенное, и до нас, несносных подростков, большинству из них нет никакого дела. Не верю, что кому-то в школе интересна моя жизнь. Так что остаются только родители, которые, несмотря ни на что, принимая во внимание все мои выходки, все мои выпады, стараются понять меня и любят таким, какой я есть. Пусть хотя бы это остается неизменным…

 

Юлия Егорова, 9а, гимназия №3

Взросление — это переход от опоры на окружающих к опоре на себя. Мы абсолютно меняемся при взрослении: характер, вкусы, внешность, душа и мировоззрение. Это я заметила по собственному опыту. Хоть я еще и не совсем взрослая, но стадию детства прошла, а значит, повзрослела на одну ступень.

Характер стал менее покладистым. Теперь я стараюсь доказывать свою точку зрения, делать так, как я считаю нужным, хоть это не всегда и правильно. Одна из особенностей взросления: я стараюсь сама предугадывать последствия своих действий, стараюсь сама решить проблемы.

Несомненно, меняются вкусы. Начинают нравиться другая музыка, другие книги, другой стиль одежды. Хочется быть похожей на взрослых, разбираться в их интересах.

Конечно, меняется внешность. Черты лица, фигуры, походка — все становится другим, взрослым.

Душа изменяется тоже. Иногда полностью, иногда частично. Повзрослев, мы сталкиваемся с проблемами предательства, неразделенной любви и непонимания. Все это делает нашу душу менее открытой, чем в детстве. Мы боимся быть непонятыми, поэтому редко разрешаем людям заглядывать в наш внутренний мир.

Мировоззрение определенно становится другим. Оказывается, что мир намного жестче и суровее, чем я думала в детстве. Большое внимание уделяется деньгам, ведь без них никуда. В детстве нас не заботят проблемы взрослых, мы думаем, что все в порядке, что между людьми царят любовь, взаимопонимание и уважение. Вырастая, начинаем задумываться, почему взрослые так серьезны. Повзрослев, понимаешь, что нужно надеяться на свои силы, самому всего добиваться, делать успехи для себя, чтобы обеспечить счастливое и хорошее будущее.

С взрослением приходят новые обязанности, новые нагрузки, но для взрослых открывается больше возможностей, больше новых горизонтов. Быть взрослым здорово, ведь можно ездить куда захочется, в том числе и в другие страны. Снимаются запреты, которые были в детстве. Взрослея, мы многому учимся, что облегчает нам жизнь. Вообще, каждый человек уникален. У каждого есть возможность сделать жизнь такой, какую он хочет, хоть и придется постараться. Быть взрослым — не значит быть серьезным, занятым человеком. Не нужно загонять себя в рамки. Ты выбираешь, как прожить жизнь и каким человеком стать!

 

Марина Усачёва, 9агимназия №3

 

Завтра принадлежит тем, кто готовится к нему сегодня.

Цицерон

 

Мир человека — это целая Вселенная. И каждый из нас в этом мире проходит определенные этапы жизни: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость. Тем и замечательна жизнь человека, что каждый период интересен по-своему.

Я сейчас переживаю переход от отрочества к юности, то есть взрослею. Для меня период взросления — это переход от детского мировоззрения к взрослому, готовность и способность отвечать за свои поступки и выполнять возложенные на меня обязанности. В период взросления происходит смена ценностей, человек начинает принимать решения, которые не только влияют на его жизнь, но и имеют значение для других людей.

Многие из нас слышали фразу: «Все мы родом из детства». Поэтому очень важно, кто рядом с нами в этот ответственный период. Ведь не секрет, что на развитие личности оказывают огромное влияние люди, которые ее окружают. Хороший и мудрый совет взрослого, личный пример родителей, добрые и верные друзья становятся учителями в жизни человека.

Но я думаю, что огромную роль в становлении мировоззрения человека играет литература. На мой взгляд, писательский талант не только способен познакомить с художественными образами, но и заставляет размышлять и думать, учит сопереживать героям и вдохновляет на ответственные решения.

Мне могут возразить, что литература XIX—XX века во многом устарела, юные герои отличаются от сегодняшней молодежи, в наш век информационных технологий не интересно читать описания действий, которые в XXI веке совершаются в течение нескольких минут. Такое мнение имеет право на существование. Но мне хотелось обратить внимание, что какими бы материальными благами ни окружал себя человек, как ни комфортна становилась его жизнь, он ищет ответ на вопросы, которые волновали героев произведений много лет назад. Все переживают первую любовь, сталкиваются в своей жизни с неудачами и радуются достижениям, идут к своей цели методом проб и ошибок. И насколько становится легче бороться с трудностями, когда ты вооружен знаниями из книг, можешь почерпнуть силу, вспомнив нелегкий путь героя книги, принять важное решение, опираясь на мудрые слова из литературного произведения.

Я только начинаю знакомиться с творчеством великого русского писателя Ф.М.Дстоевского, но, прочитав главу «Мальчики» из произведения «Братья Карамазовы», понимаю, что по праву автора считают тонким психологом, знатоком человеческой души, религиозным философом. Отношения между подростками, трагедия в семье Снегирёвых, влияние Алёши Карамазова на мальчиков как раз и раскрывает тему взросления.

Неоднозначен образ Коли Красоткина. Коля спасает Илюшу от издевательств одноклассников, поэтому Илюша начинает смотреть на Колю с обожанием, во всем ему подражает, старается быть всегда ему полезным. Коля привязался к Илюше тоже, но ему очень хотелось не только влиять на людей, но и господствовать над ними. Поэтому дружба получилась мучительная, так как Коля позволял себе унижать друга, играя на его привязанности. Коля то приближал к себе Илюшу, то отталкивал. Илюша очень переживал и однажды, по подлому совету Смердякова, накормил голодную собаку хлебом с булавкой. Когда человек мучается, у него появляется желание мучить других. Но поступок не помог сближению с Колей. Мальчик смертельно заболевает.

Ф.М.Достоевский показывает, какое огромное значение в подростковом периоде играет взрослый человек. Главный герой, а многие исследователи считают, что и самый любимый персонаж писателя, Алёша Карамазов, своим личным примером и честными и откровенными беседами меняет характеры мальчиков к лучшему. Перед встречей с Алёшей Коля Красоткин самолюбив и самодоволен, любит заниматься самолюбованием, больше всего на свете ценит власть. Но после смерти Илюши мы видим другого Колю. Перед нами добрый юноша, который склонен к самоанализу, готов совершать великодушные поступки.

У Илюши короткий жизненный путь. Одинокий и озлобленный Илюша перед смертью становится совсем другим. Мальчик переполнен любовью к окружающим и тихой радостью, а в ответ получает прощение и дружбу товарищей.

Алёша Карамазов сохранил в себе много «детскости», по характеру добр и готов прийти на помощь другим. Он показывает ребятам путь к добру, миру, милосердию и праведности, помогает пережить горе и утрату, открывает мальчикам тайну радости любви друг к другу.

Все эти чувства ребята открыли в себе, пережив «взрослое горе», поэтому моим современникам лучше открыть в себе чувства любви и сострадания, читая произведение, а не столкнувшись с трагедией в жизни.

На одном дыхании прочитала повесть В.Железникова «Чучело». Автору удалось очень точно описать чувства и поведение подростков. Наблюдая за группами детей, присматриваясь к поведению ребят, можно во многих коллективах найти отдельных прототипов персонажей.

Это произведение мы читали и обсуждали всем классом. Мои одноклассники пришли к выводу, что часто подростки бывают бесчувственны и жестоки по отношению к более незащищенным сверстникам, утверждаются аморальными методами, путем оскорбления человека, который не имеет возможность дать отпор таким действиям. Лена Бессольцеваиспытала самый настоящий социальный гнет. Повесть была написана в начале 80-х годов прошлого века, но проблемы, которые затрагивает автор, актуальны и в наши дни.

Автор обращает внимание и на поведение взрослых, которые никак не реагировали, а в отдельных ситуациях и поддерживали жестокие поступки детей. Часто в коллективах поддерживают ярких и сильных личностей, однако на то, чтобы рассмотреть такую личность в Бессольцевой, не хватило у преподавателей жизненной мудрости.

В конце повести к ребятам приходит осознание того, что их поступки были чудовищны, но подружиться с девочкой уже не получится, так как Лена, пережив огромную душевную травму, уезжает с дедушкой из города.

Я думаю, что такие произведения очень многому учат подростков. Ведь из разговоров со своими сверстниками я знаю, что каждый человек хочет, чтобы к нему были снисходительны, относились с уважением, симпатией и добротой. Но часто мы не готовы идти на компромисс и бываем очень жестоки. Поэтому учиться делать добрые дела так же важно, как и овладевать знаниями.

Мне повезло, потому что меня окружают хорошие и добрые люди, которые готовы помочь советом и делом. Но я для себя сделала вывод, что процесс взросления — это постоянный труд. Каждый день готовит вызов, поэтому необходимо осваивать новые навыки, преодолевать страх, стараться принимать самостоятельные решения. И этот труд стоит того. Приятно осознавать, что с твоим мнением начинают считаться, что ты можешь дать дельный совет, что тебе могут доверить ответственное дело.

Я считаю, что делая самостоятельные и ответственные шаги сейчас, проявляя независимость в суждениях, в настоящей взрослой жизни я смогу осознанно строить свою судьбу и мой жизненный путь не будет зависеть от воли других людей.

 

 

Герман Чубов, 10б, гимназия №3

 

Взросление — чертовски трудная штука.

Гораздо легче перейти из одного детства в другое.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд

 

Мне было 11. В том году я пошел в новую школу. В классе было лишь несколько знакомых мне человек. Этот год был особенно трудным для меня. В начальной школе я был отличником, поэтому надо было доказать, что ты действительно что-то значишь. Но это не составило особого труда для меня. Я даже успевал ходить в ансамбль танца и в художественную школу. Мама говорила, что школа — это моя работа, которую нельзя прогуливать. Тогда я еще не осознавал, что учеба в гимназии повлияет на мою жизнь как ничто другое.

Но вот я уже задуваю свечи на праздничном торте с цифрой «14» и через пару дней иду получать свой первый паспорт. Уроки уже не кажутся таким беззаботным занятием. И вот моя первая четверка в четверти, остаюсь без похвального листа. Тогда-то у меня и опускаются руки, изменяется отношение к школе. Ансамбль я совсем забросил и не хожу туда уже целый год. «Художка» становится обузой, хотя и необходимой для моего дальнейшего послешкольногообучения. Я мечтал стать архитектором, делать проекты новомодных зданий и обеспечивать свою семью всем необходимым. Но дорога в будущее была очень терниста и изворотлива. Мама поддерживала меня и говорила, чтобы я не сдавался. Я ценю это, но порой мне кажется, что она совсем меня не понимает.

В классе я дружил со всеми ребятами. Мы часто ходили куда-нибудь вместе. А с девочками я никак не мог найти общий язык. Они постоянно говорили на темы, не представляющие для меня интереса, поэтому я считал их глупыми длинноволосыми существами. Думаю, девочки были того же мнения и о нас.

Прошло три года. Теперь я прежде всего осознал, что учусь не для кого-то, а для себя. Моя тяга к знаниям временами удивляет даже меня. В прошлом году я окончил художественную школу, причем успешно. Незадолго до выпуска ездили в Петербург на мастер-классы. Я был в восторге от узнанного и увиденного там. Вдруг понял, что моя жизнь не будет связана с рисованием. Я поменял свою позицию относительно будущего — теперь я хочу быть программистом. Эта профессия набирает обороты и становится очень перспективной. Ни одна организация не обойдется без грамотного специалиста с дипломом, в котором написано «программист». За этой специальностью будущее: она несет инновации в наше прогрессирующее общество.

В Питере я познакомился с одной прелестной девушкой, которую раньше не замечал, впрочем, как и она меня. Такой обаятельной и привлекательной я никогда не встречал. Хотя все «прелести» переходного возраста не обошли и меня, я ей все равно нравлюсь. Мы смотрим в одну сторону, у нас общие интересы, стремления и взгляды на жизнь.

    Наладились отношения с мамой, мы достигли взаимопонимания. Она не дает мне сойти с верного пути и направляет меня, одобряет мой выбор в профессии и прилагает много усилий, чтобы у меня все получилось. Я благодарен маме за это, хотя и редко это ей говорю.

Не думаю, что я уже окончательно повзрослел и мои взгляды на мир больше не изменятся. Вскоре меня ждет окончание школы и вступление в новую более взрослую жизнь, со всеми ее сложностями, радостями, разочарованиями, взлетами и падениями. Надеюсь, что все, к чему я стремлюсь, обязательно сбудется…

 

 

Милана Горгун, 10а, школа №17

Мое взросление произошло очень быстро. И неожиданно страшно. Казалось, еще вчера мама отводила меня в первый класс в совершенно другом городе, в другой стране, а уже сегодня я сама поведу первоклассников на их первую в жизни школьную линейку, гордо неся звание «старшеклассница». Согласна, все через это проходят, но мне было сложнее, чем моим сверстникам, потому что жизнь специально для меня приготовила нелегкие испытания: война на родине и переезд в другую страну. Нет, считать меня беженкой и жалеть не стоит, так как родственники помогли с обустройством в незнакомом месте. Это, конечно, огромный плюс. Но проблемы стеснительной, замкнутой девочки, какой я была совсем недавно, только начались.

Пришлось пережить разлуку с друзьями и близкими людьми. Не имея возможности поговорить с ними, я сильно переживала, боялась будущего, неизвестности. Кому же излить душу, с кем поделиться своими страхами? Рядом лишь расстроенная мама, которая тоже нуждалась в поддержке. Позже она стала (и остается) моим лучшим другом.

Второе, что могло пошатнуть мою уверенность в себе, — необходимость вжиться в незнакомый коллектив. Не скажу, что знакомство с новыми одноклассниками прошло плохо, однако если бы вы только знали, как было страшно, что не примут! Дрожал голос и подкашивались коленки первое время!

Неутолимое желание вернуться домой, не покидающее меня по сей день, — третье испытание. Даже не выразить словами, как хочется повидаться с друзьями, увидеть свой дом… Ведь на Украине я не была уже два года.

Просто хочу сказать, что пережить все это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Трудности закаляют характер, заставляют стать сильнее. Сейчас я намного увереннее в себе, хорошо учусь, да и друзей настоящих нашла. В конце концов все наладилось, и меня теперь можно назвать взрослой. Или почти взрослой. А ведь так иногда хочется побыть маленькой девочкой...

 

Юлия Тарасенко, 10а, гимназия №3

Для каждого человека взросление — самый важный этап жизни, ведь происходит становление личности. Мы открываем в себе новые качества и таланты.

Вот и стали мы на год взрослее. Сейчас мне 16 лет. Много это или мало? Я думаю, что вполне достаточно для того, чтобы принимать самостоятельно те или иные решения, брать на себя ответственность за свои поступки. Я чувствую, что стала гораздо взрослее, потому что могу находить в себе силы сама, без посторонней помощи, преодолевать трудности и препятствия, чего не было раньше. Я точно знаю, чего хочу от жизни, и делаю все для достижения поставленных целей. Была ли я такой в детстве? Очевидно, нет.

Дети любят воображать себя взрослыми. То они с важным видом заставляют «работать» своих «подчиненных», изображая начальников. То с увлечением играют в магазин, в больницу или в школу, представляя себя докторами, учителями или продавцами. С серьезным видом пересчитывают «деньги», с восхищением рассказывают о своей «работе». Ведь все ребята хотят одного — быть взрослыми. А на самом деле когда ты маленький, то не знаешь, сколько новых обязанностей появляется и какая ложится ответственность при вступлении во взрослую жизнь.

Взросление, на мой взгляд, — это прощание с детской наивностью, когда мир казался радужным, а мама и папа представлялись повелителями всего на свете. Ты больше не сможешь беззаботно гулять и играть с друзьями. А там, в далеком детстве, все проблемы казались решаемыми.

Такой была и я. Но на смену детской наивности, радости и смеху приходит серьезность и ответственность. А порой жизнь бывает и очень непроста. Уже не кажется, как в детстве, что родители решат любую проблему.

По мере того как человек взрослеет, меняется его мировоззрение, и отношение, казалось бы, к простым вещам существенно начинает отличаться. В детстве я смотрела мультфильмы про волшебные миры, где добро всегда побеждает зло, верила, что так будет и в жизни. Но каждому приходится рано или поздно снимать розовые очки. Я стала смотреть много серьезных жизненных фильмов о взаимоотношениях людей. Когда становишься старше, ты глубже понимаешь смысл фильмов, а потом анализируешь поступки героев, сопоставляешь со своей жизнью.

Хочу ли я быть взрослой или, наоборот, задержаться в нежно-розовой поре детства? Скорее всего, хочу повзрослеть, чтобы самой выбирать, сомневаться, преодолевать, чувствовать, надеяться, любить.

Мне предстоит сделать сложный выбор и определить путь, по которому я пройду свою жизнь. А жизнь дается только один раз и ошибиться никак нельзя.

Здравствуй, интересная, сложная и такая заманчивая взрослая жизнь. Прощай, мое теплое, уютное и беззаботное детство!

 

Андрей Трухно, 10б, гимназия №3

Как понять, что ты повзрослел? Я думал, это понимание придет тогда, когда я начну зарабатывать деньги и жить самостоятельно… Но на деле взросление — это совсем другое. Это когда старые привычки теряют свою актуальность для тебя. Когда ты перестаешь верить и понимать те вещи, которыми жил раньше. Когда твой взгляд на мир меняется полностью!

Первым звоночком в моем взрослении стал поход в первый класс. Это было тяжелое время для меня, ведь приходилось учиться, делать уроки и нести ответственность за свои поступки в школе. Эта ответственность одновременно пугает, но в то же время вызывает чувство того, что ты уже не маленький мальчик, а уже взрослый и самостоятельный человек.

Вторым признаком моего взросления стал отказ от игрушек. Мне невероятно грустно было расставаться с моими любимыми конструкторами, машинками, солдатиками… Но это было надо, чтобы повзрослеть! Только сейчас я осознаю, что игрушки никуда не исчезают, они становятся просто дороже: дорогие машины, виллы, яхты. Взрослым людям тоже необходимы игрушки, но в детстве я считал наоборот.

Третьим признаком моего взросления стал отказ от веры во всевозможные чудеса и сверхъестественные явления. Я считал, что чудеса бывают только в сказках и им не место в реальном мире. Теперь же я понимаю, что вера в чудеса делала меня тогда очень счастливым. Каждый раз в канун Нового года я ждал прихода Деда Мороза: тогда я не знал, что подарки под елку кладут мои родители. И каждый раз надеялся его увидеть, но всегда засыпал до боя курантов.

Относительно недавно я почувствовал еще один признак взросления — это отвержение любой религии. Я осознал, что Бога нет. Есть огромный ряд теорий, опровергающих его существование. Если он есть, то почему не спустится на землю и не прекратит огромное количество войн, развязанных из-за религиозных убеждений? Еще в древние времена религия служила стимулом к огромному количеству человеческих жертв, войн, убийств. Нет, такие боги (или Бог) мне не нужны. Я все равно намерен остаться по жизни хорошим человеком, но не из-за страха перед Адом или Страшным Судом, а потому что это мои личные убеждения и воспитание.

И наконец, пятый признак моего взросления — это начало рабочей деятельности. В 7-м классе за несложную работу на школьном участке я получил свою первую зарплату. Я был страшно горд собой, хотя проработал всего две недели. И так мне понравилась эта самостоятельность, что все следующие годы летом после школы я устраивался куда-нибудь подрабатывать. Сама мысль о том, что эти деньги заработал я, а не родители их дали мне, давала мне почувствовать себя взрослым человеком. Я поработал и могу с уверенность сказать, что деньги даются путем тяжелого труда и терпения. Что ничего просто так не дается.

Да, взрослеть тяжело. Мир резко вокруг меняется, многие волшебные фантазии и иллюзии развеиваются из-за сильного ветра повседневности. Чем старше я становлюсь, тем сильнее меня не отпускает чувство, что меняюсь не я, а мир. Я начинаю смотреть на вещи совсем с другой стороны. По-другому воспринимать науку, политику, религию, общество. Но я рад, что повзрослел, теперь я могу анализировать те вещи, о которых раньше не имел понятия. Взрослеть можно начать с любого возраста, важно — захотеть. Но это необходимо, чтобы видеть мир таким, какой он есть на самом деле!

 

Ксения Гаврилова, 10а, школа №17

С возрастом начинаешь воспринимать мир совсем не так, как в детстве, когда смотришь на все снизу вверх и думаешь, какое все вокруг большое и загадочное. А теперь, через несколько лет, все стало другим. Вещи, которые казались нам странными или загадочными, стали совсем обычными, потеряли привлекательность тайны. Сказки, Дедушка Мороз и волшебство, в которые мы так верили, оказались выдумкой, хоть и доброй. Детская пора, когда твои проделки всегда прощались, тебя баловали любящие родители, когда легко можно было забыть обиды и помириться с друзьями, а учеба доставляла лишь радость новых открытий. Когда не нужно было переживать за свое будущее, когда точно знаешь, что если тебе трудно, всегда окажутся рядом мама и папа. Время, когда и радости, и обиды безмерны...

Увы, все когда-нибудь подходит к концу. Я вдруг совсем неожиданно поняла, что жизнь — совсем не легкая штука. Еще вчера тебе многое прощалось, а сегодня от тебя требуют самостоятельности, за ошибки с тебя требуют ответа. И возникает чувство страха перед неизведанным, мучает неуверенность в себе. В детстве хотелось поскорее стать взрослой, а теперь страшно взрослеть… Раньше все было так ясно, и я сама себе нравилась, а тут начала замечать и в себе, и в людях много дурного и не знаю, как к этому относиться, ведь очень сложно признать, что где-то ты был неправ, что напрасно обидел человека, сказал не подумав. Я не хочу жаловаться на жизнь, ворчать, что мир жесток и несправедлив к нам. Я не стремлюсь к тому, чтобы быть первой, и не хочу быть, так сказать, первопроходцем в чем-то, нет. Я боюсь — пустой жизни. Я каждый раз спрашиваю себя: «Как прожить свою жизнь, не потратив ее впустую? И что я могу дать этому миру? И что мир может дать мне? И как стать счастливой?» Эти вопросы так мучают по ночам, когда остаешься наедине с собой! Но теперь мне понятно, что именно эти мучительные вопросы — доказательство: Я СТАНОВЛЮСЬ ВЗРОСЛОЙ!..

 

Егор Романов, 10б, гимназия №3

Иногда приходит мысль о том, как быстро пролетело время, как из мальчонки-несмышленыша ты стал юношей. Как незаметно происходит взросление! Кажется, только вчера играл в машинки, а сегодня ты уже заканчиваешь школу в ступаешь во взрослую жизнь. Впрочем, взросление — это не просто стать большим дядей, но это еще и умение отвечать за свои поступки и не зависеть ни от кого. Можно быть 13-летним мальчиком, но уже уметь постоять за себя, держать обещания, помогать старшим, а можно быть каким-нибудь 25-летним мужчиной, который ничего не умеет и сидит на шее у своих родителей. Процесс взросления очень важен для формирования характера человека, его мировоззрения, его отношения к окружающему миру.

Становясь взрослым, я начал наблюдать некоторые изменения в своем поведении, во вкусах, в том числе и в музыке. Я начал делать все сам без чьей-либо помощи, чтобы подчеркнуть свою независимость от кого-либо. Также все чаще стал слушать своих родителей, потому что понял, что их советы правильны и они пригодятся в будущем. Я иначе теперь отношусь к старшим, пытаюсь разговаривать с ними на равных. Я стал задумываться о своей будущей профессии, понимая, что уже пора выбирать свою дорогу в жизни. И самое главное — я перестал жалеть себя, начал закалять свой характер, потому как особое впечатление на меня произвели книги Вениамина Каверина «Два капитана», Николая Островского «Как закалялась сталь», Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Кстати, именно в период взросления у меня появился интерес к чтению. Когда был помладше, то не любил читать.

Так важно ли взросление в нашей жизни или нет? Ответ очевиден: конечно ДА!

 

Илья Пугачёв, 10б, гимназия №3

По моему мнению, взросление — это приобретение нового жизненного опыта, переосмысление мира. Взрослыми не становятся в одночасье. Человек каждый день узнает что-либо новое, ранее неизвестное.

Наш кругозор расширяют занятия в школе, посещение музея, театра. У человека появляются новые интересы, увлечения. Мы начинаем искать себя…

Можно сказать, что каждый подросток стремится  к своему, еще не до конца понятому идеалу. Вспомните «Подростка» Достоевского. Предоставленный сам себе, никому не нужный, он пытается понять своего отца, найти в нем свой идеал.

Особое внимание следует уделить такой теме, как любовь. Это новое, неизведанное чувство может либо угаснуть, либо перейти в другое состояние. Подобную ситуацию описал известный английский писатель Льюис Стивенсон в своем произведении «Черная стрела». Главный герой произведения Дик помогает незнакомцу избежать погони. Он относится к нему как к мужчине, как к равному себе. По пути они сдружились и почувствовали привязанность друг к другу. Во время побега из замка сэра Дэниела Дик узнает, что его спутник — прекрасная девушка Джоанна, и признается ей в любви. Он, рискуя жизнью, использует все средства, чтобы вызволить возлюбленную из плена. Во время одной из схваток емунаконец удается освободить Джоанну, и они проживут вместе всю оставшуюся жизнь.

Можно сказать, что подростковый возраст — самое интересное и счастливое время в жизни каждого человека, когда детство уже прошло, а взрослая жизнь еще не наступила.

 

Анна Бабаева, 11а, гимназия №3

«Мыши посмотрели на себя со стороны и увидели, что их тело становится конячим».

Примерно так в моем детском пересказе звучала часть «Золушки» с превращением мышей в лошадей. В жизни все несколько иначе.

Я посмотрела на себя со стороны и увидела, что становлюсь взрослой.

В два года я долго доказывала маме, что мне уже можно все или почти все, ведь я взрослая.

«А вот ланьше, когда я была маленькой...»

Стать ВЗРОСЛЫМ —  вечная мечта любого ребёнка. Быть умным и сильным, как мама и папа. Мои родители не гении, но на мне природа явно отдохнула... хотя не суть. Маленькие люди всегда стремятся быть самостоятельными и самостоятельно принимать решения. А что именно беззаботность и есть главный плюс детства, открывается потом.

Всю свою жизнь я, как и многие подростки, делю на четыре больших этапа.

Первый — до шести лет. Его я помню по редким и непонятным обрывкам воспоминаний, фотографиям в семейных альбомах и рассказам родных, вроде «Анечка, а ты помнишь, как мы все вместе были в Анапе?». Нет, не помню, отстаньте.

Второй — до средней школы, то есть до десяти - одиннадцати лет. Вот это было времечко. Ну по крайней мере если судить по тем кусочкам воспоминаний, что сохранились в моей голове. А сохранилось явно не все...

Несколько лет назад в автобусе встретила своего одноклассника из начальной школы. Одним из первых его вопросов был: «Ну что, больше не кусаешься?» Он счел это весьма остроумной шуткой и насмеялся вдоволь, а я, краснея, пыталась вспомнить — когда это и кого я там кусала.

Третий — вплоть до девятого класса, моих четырнадцати и пятнадцати лет. Пожалуй иначе, как «Великий Депресняк» эти годы не окрестить. Вечные оскорбления и унижения со стороны лидеров нашего класса, сложности в осознании мира — метания от одной идеи к другой и вечные истерики.

Я могла бы долго рассуждать о минусах школы, в которой начались проблемы (сперва из-за дизграфии, позже из-за сложностей в общении). Потом упомянула бы ссоры с родителями... Но не хочется о грустном.

Ведь в жизни каждого человека есть множество положительных и смешных моментов.

Я с улыбкой вспоминаю светлые события «темного времени». Например свою первую учительницу литературы в средней школе. Наша взаимная симпатия началась с того, что она случайно закрыла меня в кабинете на перемену. И не один раз...

Или вот еще случай: со своей, на долгие годы лучшей, подругой я познакомилась еще на линейке первого звонка, когда она порвала мне колготки своими колючими розами.

Четвертый этап — все, что случилось со мной в последние два года. Вплоть до сегодняшнего дня. Новая цель в жизни, новые друзья, новые идеи. Наладились отношения с мамой, сестрой, людьми, которые окружают меня повсеместно.

И как же хорошо, что я уже большая, а вот раньше, когда я была маленькой...

 

________________________

Наше сотрудничество с учителями и учениками школ гелгорода длится уже более двух десятков лет. Последняя публикация — «Моя мама любит читать А.Пушкина и книги про овощи». Белгородские школьники рассказывают о том, что читают их мамы («ДН», 2015, № 6).


Вернуться назад