ИНТЕЛРОС > №6, 2016 > Зыбкая связь времен

Екатерина РЕЗНИКОВА
Зыбкая связь времен


04 июля 2016

Трансформация архетипов в изобразительном искусстве Казахстана

 

Изобразительное искусство в Казахстане возникло сравнительно недавно, чуть менее ста лет назад. Фактически этот процесс начинался в 1920—30-е годырганизация первых художественных объединений, поиск талантливой молодежи, становление образовательной базы и открытие в Алма-Ате художественного училища, инициирование передвижных выставок — все это способствовало развитию профессионального станкового искусства в Казахстане. В это время формируется собственная профессиональная школа, вырабатываются характерные стилеобразующие принципы, отличающие изобразительное искусство Казахстана. Наконец, появляются яркие имена выдающихся мастеров.

Трепетное отношение к сохранению национальной традиции обозначило одну из ключевых тенденций современного искусства — через осмысление прошлого посредством мифологического мироощущенияерои казахского эпоса, обряды и ритуалы, религиозные и мифологические сюжеты не теряют своей актуальности и сегодня. Различные символы далекого прошлого гармонично вписываются в пространство художественных произведений. Зыбкая связь времен не прерывается благодаря искусству.

Сюжеты петроглифов ущелья Тамгалы — всадники, солнцеголовые божества, лучники, сцены охоты — обрели особую актуальность и новое художественное прочтение. Лаконичность и емкость образа не только перекликаются с орнаментальной декоративностью, но они становятся особенно востребованы в эпоху клипового мышления. Степные каменные изваяния балбалы — воплощения духа предков-аруаховпризванных оберегать и защищать грядущие поколения, возникают в живописи как сакральные символы далекого прошлого. Духи природы, олицетворение ее сил и стихий, предстают в виде персонифицированных образов богини земли Умай и бога неба Тенгри, а также древних архетипов, ставших основой казахского орнамента.

Основные универсалии тюркского менталитета неразрывно связаны с органичным ощущением природы.Тенгрианство часто рассматривают как основу национального самосознания казахов, не утратившего своей актуальности и сегодня. В произведениях художников зачастую возникают и другие образы доисламского прошлого Казахстана — камлающие шаманы, странствующие дервиши, древние суфии, которые наполняют пространство современного искусства таинственным духом древнего Востока. Они являются зримым воплощением древнего ритуального мышления, символом вечности и вневременности, обладают лаконичностью формы и глубиной содержания и неизменно указывают на принадлежность к восточному региону.

Архетипы жизни номада порождают темы странствий, перекочевок, постоянных перемещений. Изображения колесницы, лошади, дороги, всадника — неизменные символы кочевой жизни и шире — вечного движения подобны бесконечному ходу времени. Часто встречающиеся мотивы в художественных произведениях — казахские национальные музыкальные инструменты, такие как кобыз, домбра, — несут дополнительную смысловую нагрузку и философское наполнение. Они предстают как неотъемлемый атрибут легендарного Коркыта — певца-сказителя, повествующего о своем времени, о непреходящих человеческих ценностях.

Таинственная атмосфера древних восточных городов с многолюдными базарами, пронизанными сладкими и терпкими ароматами, наполненными услаждающими слух звуками музыки, с возвышающимися над миром куполами и минаретами мечетей наполняет произведения многих художников. В изображении размеренной спокойной повседневности маленьких аулов или в медитативной созерцательности средневековых городов прочитывается ностальгия по плавному течению жизни современного человека — жителя динамичных мегаполисов.

Видимо, эта же причина определяет актуальность и востребованность пейзажа в живописи и графике. Данный жанр отличается разнообразием технических 
подходов — от натурных пленэрных зарисовок до полуабстрактных лирических композиций, выражающих определенное состояние природыеличественное великолепие горных вершин и бескрайнее безмолвие степных просторов — неизменные источники вдохновения не одного поколения казахстанских художников. И это также одно из проявлений кочевого мировосприятия, которое немыслимо вне окружающего его природного универсума. Горы и степь нередко становятся не просто местом действия, а главными героями живописных композиций.

Нередко природные пространства населяются людьми — это национальные типажи: женщины, мужчины, детинипредстают как неотъемлемая часть слаженного единого гармоничного природного механизма. Эта тема не только выражение потребности слияния с природой, но и одна из ключевых философских проблем, затрагивающих взаимоотношения человека и окружающего его мира, индивидуума и социума в этом смысле городской пейзаж — еще один востребованный и стремительно развивающийся сегодня жанр. Жизнь современного мегаполиса обостряет проблему взаимосвязи человека и природы, вследствие чего многие художественные произведения обретают прямую экологическую направленность.

Участники арт-процесса не ограничиваются вплетением в канву своих произведений мифологем далекого прошлого — они активно включают в свои произведения проявления настоящего. Фиксация образов новейшей истории — пафос рождения молодого независимого государства и его новой столицы в искусстве решается через тему преображения городов, а также возникновения новых архитектурных объектов в свете важных событий современной истории (например, цикл произведений, посвященных международной олимпиаде «Азиада-2011»). Исторические и политические события современности, отражаясь в художественных произведениях, имеют две основные трактовки. Либо художник преисполнен оптимизма и безграничной веры в светлое будущее в изображении стремительно развивающихся городов, крупных промышленных объектов или выдающихся исторических деятелей. Либо же это остросоциальные проекты с явным критическим началом, наполненные драматизмом и стремлением изменить ситуацию.

Отдельная категория — произведения-концепты, в основе которых множество символов, неожиданно совмещающихся в контексте одного произведения. Многие явления жизни переданы через метафоричность живописных образов, например, трагичность события может выражаться через драматическую пронзительность пластики, формы, ритмов.

Живопись Казахстана на современном этапе направлена на колористические поиски и эксперименты, для которых характерны орнаментальность, декоративность, фрагментарность, мозаичность. Нередко они опираются на контраст и противопоставление — как в живописно-цветовой структуре, так и в образном построении. Но наравне с экспериментальными поисками важно отметить полноправное существование академической и реалистической живописи.

В скульптуре авторы стремятся достичь пространственной легкости и пластической выразительности. Для данного вида искусства характерно значительное разнообразие в стилевом решении — от реалистических тенденций до абстрактных и полуабстрактных форм, а также в использовании различных материалов.

Монументальное искусство реализуется в разнообразных воплощениях — от масштабных скульптурных композиций, вписанных в городское пространство, до ярких декоративных мозаичных панно и скульптурных рельефов, размещенных в интерьере, например, недавно открывшегося алмаатинского метрополитена.

Современное декоративно-прикладное искусство — обширнейший пласт казахстанской культуры, где наиболее остро явлена неразрывная связь с древней традицией и народными духовными истоками. Удивительным образом в этих разнообразных произведениях — ювелирных изделиях, войлоке, гобеленах, резьбе по дереву, предметах оружия и многих других — синтезируются достижения многовековых навыков работы с материалом и новые технологические приемы, позволяющие достичь максимальной выразительности и своеобразия изделий. В традиционном искусстве сегодня можно говорить о выработке индивидуального авторского стиля и почерка, благодаря которому эти произведения получают широкое признание на международном уровне.

В годы независимости значительную часть крупных международных художественных проектов последних лет инициировала первая общественная организация Казахстана — Союз художников Республики Казахстан, который в 2013 году отметил свой 80-летний юбилей. С момента своего возникновения Союз художников стимулировал становление и развитие профессиональной школы изобразительного искусства в стране. Была проделана огромная работа в пропаганде, агитации и популяризации искусства, что послужило импульсом для развития художественных процессов.

В новых исторических условиях Союз художников организует масштабные международные арт-проекты на актуальные темы, которые призваны стимулировать активность художников и наглядно демонстрируют срез и состояние искусства сегодня. Это симпозиумы, конкурсы, выставки, которые создают благоприятные условия в общем пространствеарт-коммуникации для творческого диалога художников различных творческих установок, с принципиально отличными авторскими подходами. Таким образом, объединение в рядах Союза художников энтузиастов и результат их активной деятельности можно рассматривать как новое беспрецедентное явление в культуре Евразии.

 

Екатерина РЕЗНИКОВА,

кандидат искусствоведения

 

Подготовка репродукций и текста — Юрий ПОДПОРЕНКО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вернуться назад