ИНТЕЛРОС > № 4, 2015 > Независимость — это осознанная взаимозависимость

Олжас СУЛЕЙМЕНОВ
Независимость — это осознанная взаимозависимость


12 мая 2015

Олжас Омарович Сулейменов — известный поэт, писатель-литературовед, общественно-политический деятель Казахстана, дипломат.

 

Политические науки пытаются выработать свою таблицу умножения, единую для всего мира, чтобы «дважды два» всюду (и на Аляске, и на Камчатке, и в Африке, и в Азии) было «четыре», а не «пять», не «пятьдесят». Чтобы минус где-то не выглядел плюсом и наоборот. Чтобы слова «свобода», «демократия», «независимость» в разных языках выражали общие для всего человечества понятия.

В Алматы, например, прошла международная конференция, собравшая руководителей сорока с лишним ООНовских и общественных организаций, таких как «Зеленый крест», «Римский клуб», «Мадридский клуб», «Конфедерации Университетов» и других, на которой обсуждалась важнейшая тема — «Новая парадигма устойчивого человеческого развития. G-global — формат глобального диалога».

В 1991-м, «зеркальном», году самораспустился СССР. Декларации о независимости приняли Верховные Советы всех «братских» республик, в том числе и Российской Федерации.

От кого зависела Россия? От республик Центральной Азии, Закавказья, Прибалтики? Да. Так же, как они все зависели от России.

Вот это состояние взаимозависимости мы тогда еще не разглядели и не поняли его значения.

В интервью западным газетам я тогда говорил, что считаю самороспуск СССР оправданным только в одном случае — если это приведет к образованию Евразийского Союза. Сначала — несколько государств СНГ, союз которых станет естественным продолжением Европейского Союза. А в скором времени мир увидит глобальный Евразийский Союз, от Атлантики до Тихого океана. Но проза жизни редактирует поэтические пророчества.

В 1979 году в Ташкенте состоялась очередная конференция Ассоциации писателей Азии и Африки. Я сделал основной доклад. Говорили не о проблемах поэтического ремесла, а о делах политического свойства. Зал заполняли писатели, но все они были участниками национально-освободительных движений. Некоторые из них — действующие или будущие главы новых государств. К тому времени я как член Ассоциации и заместитель председателя Советского комитета по связям со странами Азии и Африки побывал во многих странах Юга. В деколонизированных уже десять-двадцать лет тому назад и в борющихся, ждущих освобождения.

Увидел, что новым государствам независимость не принесла избавления от нищеты, невежества, эпидемий, но добавила другие неожиданные трудности — трайбализм, коррупцию, деспотизм, межплеменные войны, взаимную ненависть.

Проанализировав эти явления, сделал свои выводы, которые и доложил конференции.

Ошибку идеологов и вождей увидел в том, что независимость была в их программах заявлена как конечная цель национально-освободительной борьбы: «от колониальной зависимости — к независимости».

Предложил расширить формулу Пути к Будущему новым пунктом: от зависимости — через период независимости — к эпохе осознанной взаимозависимости.

Состояние зависимости испытали все народы на Земле: зависимость бывает не только колониальная, но и национальная, социальная, экономическая, культурная, духовная и пр. Убежден, что период независимости деколонизированным странам надо было использовать целенаправленно для осознания своей взаимозависимости с соседями, ближайшими и дальними.

Таков естественный способ выживания и полноценной жизни человека в природе, в семье, в обществе; этноса — в кругу других этносов. Такой Путь выживания всего человечества выработала Эволюция. Нам это надо хотя бы теперь обязательно увидеть иосознать как главный вывод из истории вида Homo Sapiens.

Если бы марксисты дошли до такой универсальной формулы Пути, вероятно, они смогли бы развить теорию классовой борьбы в учение о классовой взаимозависимости, способствовавшей бы нереволюционному развитию обществ.

Со времени той конференции прошло тридцать пять лет. Много чего проявилось в мире хорошего и не очень. Как дела в Африке? Недавно попалась на глаза газетная информация о Зимбабве. Бывал там еще до освобождения. Помню впечатления — хорошие дороги, белостенные фермы, окруженные зелеными плантациями. Сытая, ухоженная страна. А сегодня Зимбабве — нищета, 97% безработных. Просто отчаянный приговор независимости как «конечной цели освободительной борьбы». Увы, подобную ошибку на первых порах повторили «вожди» и в некоторых постсоветских республиках. С похожими результатами.

Казахстан все 23 года продолжал дело, начатое в СССР — упорно (в школе, в вузе, в цехах, на полях, в литературе, газетах, на TV и в судах) воспитывалось осознание взаимозависимости национальностей в казахстанской нации, ее взаимозависимость с народами региона и планеты. «Нет исключительных этносов, религий, классов!» Так нам удалось все 23 года сохранять согласие в нашем доме и мир с соседями.

Мы вправе считать многонациональный Казахстан одной из успешных моделей многоэтничного, поликонфессионального мира. Таким он вступает в Евразийский Союз, в котором будет продолжать следовать своей парадигме устойчивого развития: это лучшее, что осталось в сегодняшней политике из сложного наследия СССР.

Убежден, что человечество преодолеет все нынешние трудности, если политические элиты будут в делах своих все больше руководствоваться выработанной сообща формулой Пути в Общее Будущее. Начиная с понимания того, что осознанная взаимозависимость — это и есть настоящая независимость государства, нации, человека.

 

Алматы, ноябрь 2014

 


Вернуться назад