ИНТЕЛРОС > №1, 2020 > Стихотворения Анна Гедымин
|
Анна Гедымин
Коренная москвичка. Окончила МГУ, факультет журналистики. Работала сборщицей микросхем на заводе, руководителем литературной студии во Дворце пионеров, журналистом, литературным консультантом, редактором. Её стихи публиковались в журналах «Новый мир», «Дружба народов», «Арион», «Континент», «Юность» и др. Лауреат ряда литературных премий, в том числе Международной Волошинской премии в номинации «За сохранение традиций русской поэзии», премии имени Анны Ахматовой журнала «Юность», премий радиостанции «Немецкая волна», «Литературной газеты», журналов «Литературная учеба», «Дети Ра».
Лирика Анны Гедымин очень тихая, и в то же время её голос слышнее многих, словно точно и точечно, подобно некому медиатору, действует на «поэтические рецепторы» слушателя. Но это не стихи наивного романтика, за текстами Анны виден труд автора опытного и искушенного. Сама Анна считает, что стихи – это чистое вдохновение, подарок судьбы. Возможно, вдохновение и есть счастье для поэта. Недаром другая известная поэтесса Инна Кабыш говорила: «Анна Гедымин – это редкий, может, даже редчайший случай в русской поэзии: умение писать в состоянии счастья».
Д. Л.
* * *
Поехали, говорит. Бросай свою глушь-Саратов, И уже послезавтра, в крайнем случае – в среду, Куплю тебе перстень в сколько хочешь каратов, И будем жить с тобой. Она в ответ: Не поеду.
Здесь у нас соловей, хоть никакого в нем проку, Поет и плачет, и нет спасенья. А зимой у нас в ресторанчике «Крокус» Скрипач играет по воскресеньям.
Тогда говорит: А хочешь «Форд-Фокус» – Лучший на Среднерусской равнине? Только сядешь – и через миг, без вопросов, Глянут – ан нет тебя и в помине.
Она в ответ: Да не нужен «Форд-Фокус», Лучший от Балтики до Урала, И даже не надо, чтоб в ресторанчике «Крокус» Музыка по воскресеньям играла. Лишь бы сынок одолел переходный возраст! Лишь бы мама не умирала…
Ну, говорит, кума, Уж с этим ты разбирайся сама.
И пошел он жить, как прежде, на свете: Никого не полюбил, и не встретил Ту, что мнилась, снилась в мысли рвалась – Такая юная, что еще не родилась…
Возвращение
Вдоль тропы гуляют сквозняки, И головки клонят васильки Строго в направлении реки.
А заслышав медленный гудок, Бурый пес натянет поводок И поймает носом холодок. Ну а в доме щелкают дрова, Мысли превращаются в слова, Понимаешь, что была права:
Здесь не бродит ветер перемен, Пляшет пламя, что твоя Кармен. Ничего я не хочу взамен…
* * *
Отмокаю на средней Волге. Здесь мордатые, как бульдоги, По-над клумбой львиные зевы (Если пойти влево).
А если пойти вправо – Там, как церковка, пятиглава Сопка – в сочных лучах заката Златоверха и синевата.
И моря никакого не надо, И никакого Василия Блаженного, За окном – берез светящаяся колоннада, Как символ – чего бы? – ну, скажем, счастия женского.
Напиши мне. Конечно, непривычно и недосуг. И увидимся скоро – лишь округа вспыхнет рябинами. Я сама не люблю многословных. И знаю, что не напишешь. Но – вдруг? Хотя бы по небу – строчками журавлиными.
* * *
Грохот. Крики. Солнце над стройплощадкой никогда не садится. А я думала, что лебедка – это такая птица.
А я спрашивала у прораба: «Не часть ли вы Той мечты – с пожизненным стажем?» Вот увидишь, мы будем счастливы. А дом будет светел и стоэтажен.
И так далее – на века, навсегда, Как уже обещали когда-то. Потерпи! Звуки стройки – это, в общем-то, ерунда По сравненью с песней солдата.
* * *
Ангел суровый, Темноголовый, Хмурится Незнамо по ком, Держится Особняком.
Всё на него смотрю, Тихо так говорю:
Ты средь бела дня – Забудь про меня; Средь ненастного дня – Жить могу без огня;
Но средь черного дня – Подними меня Со дна, Ото сна, А дальше уж я сама.
Я ль потом возропщу, Дар твой не возмещу, В небеса не направлю Золотую пращу?..
* * *
Расставание – это конец суетливых событий И начало внимательной памяти. Этой порой Столько пишут картин! Совершают великих открытий! Строят замков воздушных, жилых у реки под горой!
Мне отныне дано без усилий, по звездному гуду, Узнавать, как живешь, как работа твоя и родня... Вот и все. Не грусти, я тебя никогда не забуду. Не проси, ты и сам никогда не забудешь меня.
* * *
Август. Полдень. Ёлок вереницы. Три недоразрушенных избы. Я сюда на запах медуницы Прихожу, как в детстве – по грибы.
И брожу своими же следами. И робею у церковных стен: Что просить нам – траченным годами Очевидцам бурных перемен?
(Вон и туча щерится морозно, Будто бы уже закончен суд!) Славы – стыдно, пониманья – поздно, А любви не просят, только ждут.
Боже, стать бы тем седьмым коленом, На котором завершится месть!.. Медуница нежно пахнет тленом – Неужели горше запах есть?..
* * *
И все-таки я помню о тебе. Так путник, заплутавшийся в судьбе, Забыть не в силах полдень конопатый, Перед околицей последний дом, И речи, различимые с трудом, И легкость не пугающей утраты... Как больно помнить то, что никогда Не повторишь... Казалось – ерунда. Но неприютно, железнодорожно Два пламени, два карих вслед глядят. Слова-то ладно, а вот этот взгляд Забыть не можно…
* * *
Опять я прозевала миг, В который пение на крик Сменяет птичий рой. Как поминальные пиры, Многозначительны костры Осеннею порой.
Лес проигрался до нуля, Уже под ним горит земля – Так, что слезит глаза. Напрасно клен на страх и риск Приберегал червонный лист – Последнего туза...
* * *
Лес предзимней зиял пустотой... Помню слякоть и чувство тревоги, И отчетливый куст золотой, Голосующий у дороги.
Вроде выболела до дна Эта осень. И нате вам – милость! Но из тысячи душ ни одна В странном месте не притормозилась.
Вот он – миг, предвещающий крах! Ох, припомнит судьба нам истица, Как молили о мелких дарах, Чтобы мимо щедрот проноситься!.. * * *
Предчувствие тепла... Мы были так живучи, Что можем представлять Научный интерес. И смутно на душе. Так праведника мучит, Привыкшего к земле, – Предчувствие небес.
А может, мы и впрямь Диковинной породы? Иначе кто б сумел, Удачей не храним, Не зная ни любви, Ни Бога, ни свободы, Прожить изрядный век Предчувствием одним?..
* * *
Новый год, бенефис вечнозеленых растений. Ёлка вырядилась, как будто школьница во хмелю. Я в эти сутки шарахаюсь от собственной тени И тебя забыть уже не пытаюсь – люблю.
День прибавляется, мы, наоборот, иссякаем, Жизнь отнимается у нас без следствия и суда. Я гонюсь за тобой, как Герда гналась за Каем. («Вам не холодно?» – «Ах, помилуйте, как всегда».)
Спят пространства, разлукой нашей казнимы. Спят меж нами самолеты и провода. («Что вы думаете про легендарные русские зимы?» – «Ненавижу эти чертовы холода».)
Так чего мы добились? Давай с тобой подытожим: Ты – как Этна в своих облаках – в посторонней увяз судьбе, Я – бреду в новый год («Вам не скучно?») с поздним прохожим И, коль плохо будет вести, расскажу ему о тебе.
Возвращайся! Я постараюсь возродиться к весне, как природа. Возвращайся! Я постараюсь сделать радостным наше житье. А иначе – уйди из памяти, чтоб не было нового года. И скорее, а то Куранты уже затевают свое. Вернуться назад |