Выросла в Москве, в семье ученых. С пяти лет занималась музыкой. Окончила консерваторию и университет в Германии и Австрии, много концертировала, занималась менеджментом в области музыки, позднее восемь лет руководила международными проектами для ООН. Стихи публикуются в литературных изданиях России, CША и Германии («Гвидеон», «Плавучий мост», «Новый Журнал», «Эмигрантская лира», «Интерпоэзия», «Берлин.Берега», «Новый Гильгамеш» и др.). Первые премии конкурсов «Эмигрантская лира» (2015), «Наследие» (2017), специальная премия журнала «Интерпоэзия» (2015). Живёт в Берлине.
Анастасия Юркевич отмечена несколькими литературными премиями, при том, что она сравнительно не часто публикует стихи в журналах. Публикации вынашиваются неспешно, придирчиво. И обращают на себя внимание. Вот и подборка «А могло быть и так» не такая уж объёмная, составлена из стихов 2016-2017 годов, а некоторые новые черты поэтического характера автора проявляет несомненно. Прежние стихи были ровней, строже, в них было больше от чистого, журчащего лирического потока. Нынешние стихи демонстрируют нервную ткань повествования, экспрессию, задыхание. Им словно бы недостаточно воздуха в строке, в катрене. Стихотворная речь перетекает из строки в следующую, из четверостишия в другое, связуя стихотворение, которое отражает глубокую поэтическую мысль и напряжённое чувствование.
Д. Ч.
А МОГЛО БЫ, В ПРИНЦИПЕ, БЫТЬ И ТАК
(Стихотворения 2016-2017)
ИЗ ЦИКЛА «CЧАСТЬЕ» * * * Суть эмиграции – сытость и немота Ирина Евса снова сирень, а значит – прошёл ещё год. и сколько б ни сменяла ты города, она и не думает обновить цвéта, запаха. она совешенно – та. ты идёшь, держа бабушку за руку, направляясь к школе, к знаменке, мимо дома пашкова... вот и здесь очумевший дрозд по-прежнему то дерёт глотку где-то на верхотуре, (коньке крыши, шпиле, верхушке сосны), то как воды в рот. и это значит, что всё, в сущности, как тогда, как всегда, значит, что снисходительный к человечьей дури, бог, глядишь, даст, и твоя немота пройдёт. * * * а могло бы ведь, в принципе, быть и так: тусклый свет на кухонке, плесень на потолке. просыпалась бы затемно, трудовой пятак так и эдак повёртывая в руке... у тени на потолке тот же пятак в руке. куковать бы тебе, выдюжить, зимовать. в коридорчике пахнет сыростью. отопление дорожает. окна не открывать. выживать бог знает какою милостью, одеяльцами накрывать, вопросов не задавать. подсдавать дальнюю комнатку. не сдавать- ся. курить исключительно папиросы. не задавать вопросов. просто не задавать. * * * Андрюше давай я догрызу за тебя сырок, почищу за тебя зубки, найду твоего кузю, не буду рассказывать про бабайку, благословлю на ночь, не забуду сказать аминь. давай я с тобой полежу, закрывай глазки. завтра в школе злая училка. дождёмся апреля, купим собаку, возьмём ребёночка из детдома. играй мне на пианино любым пальцем стаккато-легато-фрулато. у сестрёнки вырастут во-о-от такие кудряшки! никогда бы только не пожалеть ни о чём, только бы никогда бы. ни о тихом слове, съёжившемся в комочек, ни о том, мимо чего ты... давай будем есть с тобой одни макароны, запивать кока-колой, смотреть джеймс-бонда, пока бог не взялся за нас всерьёз, пока он нас с тобой не заметил. ÉTUDES. «ALEXANDERPLATZ» просто оттого, что буквы здесь не горят, по фасаду струится «алекса», потом «ерплат». и когда на дорогу выходишь, совсем один (на руке – клубный штамп «ID»), – просто оттого, что звёзды здесь не горят, не видать ни зги на трамвайном твоём пути. всё ни шатко, ни валко: взобрался, да там же слез, но зато как силён выживательный твой рефлекс, как распахнуты настежь все части света! говорят, что это свобода. видать, за это ты теперь и платишь, в древесном своём нутре каждой клеткой болея, надрезом в чужой коре, как дичок, прикрученный изолентой * * * Так потеряешь всех – того, потом другого. А может быть и пусть, а может – ничего. Кого-то по своей вине, тогда – хреново, Кого-то – это проще – по его. Уже одной руки достанет пальцев, Чтоб сосчитать оставшихся, и ты, Как дед Мазай, подрастерявший зайцев, Из новой, близорукой пустоты Глядишь им вслед и щуришься нелепо Сквозь влажную и радужную взвесь... Весеннее, бессмысленное небо, И всё, как есть. И пусть уже – как есть. * * * F. S. ты, заходивший с измятым пакетом «netto» из году в год привычно в соседний дом... сорри, конечно, но спрашивается – где ты нынче? в каком ты раю, в каком городе, образе, сне, измеренье, чине – ты, что, сутулясь, просиживал до утра, грустный, как ослик, оставшись по той причине, что до рассвета никак не кончались ра- сказы твои, шехрезада моя, мой сложный случай, мне говоривший – «моя семья». нынче-то где ты и как, объясни, возможно это – где ты, и где, извиняюсь, я? как тебе там, mein lieber, на этой новой местности, стадии, родине, глубине? впрочем, я знаю: станет и впрямь хреново, коли сумеешь ползти – приползёшь ко мне. чудится – кто-то у двери моей стучится, что-то о смерти, ребёнке, твоей вине. но ничего подобного не случится. пусть не случится, господи, пусть уж не. * * * Памяти бабушки и Васи Муратова Этот снег... И в детстве, на Большом, Тот же снег, заснеженные кони. Этот город на твоей ладони, Как в игрушке вьюга под стеклом Обеззвучен. В комнате темно, Подоконник в метр толщиною; Сквозь глухие заросли алоэ В пыльных окнах отображено Зазеркалье, свет в прихожей, край Одеяла, сбившегося в угол... Был бесстрашен, нынче умирай, Съеденный таинственным недугом, Привезённым – видимо, давно – Из весьма майнридовских вояжей. Этажерка с книгами, панно С выцветшим тропическим пейзажем, Круг от абажура на стене, Еле слышное: «Пойдём, устанет». Человек, лежащий в глубине Комнаты – уже не встанет. Встанем мы, поскольку нам пора. Треугольник света на паркете. А когда-то жили-были дети: Младший – брат, а бабушка – сестра. Язычок, прикушенный в замке, Встав на место, щёлкнет воровато. Сквозь пролёты лестницы щербатой Лифт уйдёт в замедленном пике.
Михаил Юдовский. «Пфальц». Холст, масло, 30х70 см.
Вернуться назад
|