ИНТЕЛРОС > №3, 2016 > О гносеологической и онтологической функциях мысленного эксперимента

Игорь Невважай
О гносеологической и онтологической функциях мысленного эксперимента


24 ноября 2016

Невважай Игорь Дмитриевич
доктор философских наук, профессор.
Саратовская государственная юридическвя академия.
Российская Федерация, 410056,
г. Саратов, ул. Вольская, д. 1;
e-mail: igornevv@gmail.com

В статье обсуждаются возможность получения априорного знания с помощью мысленного эксперимента. Оцениваются аргументы, отрицающие такую возможность. В то же время концепция априоризма оценивается как фокус классических представлений о познании в рамках эмпиризма и рационализма. Показывается, что в современных концепциях социальной эпистемологии, аутопоэза и радикального конструктивизма априоризм утрачивает свою значимость. Показывается онтологическая и гносеологическая роль мысленного эксперимента в естественных и гуманитарных науках.

 

N GNOSEOLOGICAL AND ONTOLOGICAL MEANING OF THOUGHT EXPERIMENT

Igor Nevvazhay
DSc. in Philosophy, professor.
Saratov State Law Academy.
1 Volskaya St., Saratov,
410056, Russian Federation;
e-mail: igornevv@gmail.com

Author discusses the possibility of thought experiment to produce a priori knowledge. Author analyzes some arguments which come from the critics of a priori. In this paper he examines the ontological and epistemological role of thought experiment in natural science and humanities. Author claims that the concept of ‘apriorism’ should be considered as a crucial point for classical understanding of cognition, especially within the empiricism and rationalism tradition. However, nowadays ‘apriorism’ loses its epistemological meaning within some modern epistemological traditions.


Вернуться назад