ИНТЕЛРОС > №3, 2017 > Об автономии научного и богословского дискурсов

Игорь Невважай
Об автономии научного и богословского дискурсов


31 октября 2017

Невважай Игорь Дмитриевич
доктор философских наук, профессор.
Саратовская государственная юридическая академия.
Российская Федерация, 410056, г. Саратов,
ул. Чернышевского, 104;
e-mail: igornevv@gmail.com

В статье обсуждается проблема соотношения научного и богословского дискурсов. Я оспариваю как тезис, что наука и религия взаимодополнительны, так и тезис, что они находятся в вечном конфликте. Я защищаю позицию, согласно которой богословие не может посягать на автономию науки и настаивать на приведении научных теорий в полное соответствие с устоявшимися богословскими доктринами, а наука не решает своими средствами проблемы, находящиеся в компетенции религии. Предметом исследования являются три фундаментальные философские проблемы, относительно которых расходятся пути их рационального осмысления в науке и богословии: возникновение мира, основания веры и знания, модальность научного и религиозного дискурсов. Наука и религия в вопросе возникновения Вселенной занимают несовместимые позиции, поскольку то, что существует для одной позиции – «внешний» наблюдатель в богословии, не существует для другой: в космологии существует только «внутренний» наблюдатель. Опыт в науке и «религиозный опыт» имеют разные источники, разные критерии оценки достоверности, обладают разной экзистенциальной значимостью. У религии и науки разные прагматические цели: господство над собой в религии и господство над внешним миром в науке. Поэтому религия и наука используют принципиально различные дискурсы: дескриптивный дискурс в науке и прескриптивный в религии. Поэтому я думаю, что диалог между религией и наукой не имеет никакого смысла ни для религии, ни для науки.

 

ON THE AUTONOMY OF SCIENTIFIC

AND THEOLOGICAL DISCOURSES

Igor Nevvazhay
DSc in Philosophy, professor. Saratov State Law Academy.
104 Chernyshevskogo St., Saratov,
410056, Russian Federation;
e-mail: igornevv@gmail.com

Author discusses the problem of the relation between scientific and theological discourses. He argues both against the thesis about science and religion as complementary parts as well as against the thesis that they stay in conflict. He defends the position of the strong separation of theology and science. The author considers three fundamental philosophical problems that mark the difference in rational consideration between science and theology: emergence of the world, foundations of belief and knowledge, modes of scientific and religious discourses. The author claims that the incompatibility in the understanding of the emergence of the world in science and religion lies in the concept of the observer: the “external” observer in theology and the “internal” observer in science. “Experience” in science and “religious experience” have different sources, different criteria for reliability, different existential meaning.


Вернуться назад