ИНТЕЛРОС > №3, 2017 > Обоснованность веры в Бога: эволюционный подход

Александр Храмов
Обоснованность веры в Бога: эволюционный подход


31 октября 2017

Храмов Александр Валерьевич
кандидат биологических наук, старший научный сотрудник.
Палеонтологический институт им. А.А. Борисяка РАН.
Российская Федерация, 117647, г. Москва,
ул. Профсоюзная, д. 123;
e-mail: a-hramov@yandex.ru

С позиций реформатской эпистемологии, дополненной идеями эволюционной когнитивистики, в статье обсуждается проблема обоснованности веры в Бога откровения. Так как наши познавательные способности являются продуктом эволюции, есть основания полагать, что вне их досягаемости оказались сущности, которые не имеют прямого или косвенного отношения к задачам выживания. Если в число этих сущностей входит могущественная и благая личность, иначе говоря, Бог, то можно ожидать, что Он не оставит нас без знания о Себе, даже если мы не в состоянии убедиться в Его существовании силами своего разума. Можно представить, что с целью внушить нам веру в Себя, Бог в дополнение к сверхъестественному откровению воспользовался заранее предвиденным Им стечением естественных обстоятельств. Таким образом, если Бог существует и я верю в Него, то сама моя вера наверняка является результатом предусмотренных Им процессов порождения истинных верований и потому может считаться обоснованной даже при отсутствии соответствующих доказательств.

 

WARRANT FOR BELIEF IN GOD: EVOLUTIONARY APPROACH

Alexander Khramov
PhD in Biology, senior research fellow.
Borissiak Paleontological Institute of the
Russian Academy of Sciences.
123 Profsoyuznaya St., Moscow,
117647, Russian Federation;
e-mail: a-hramov@yandex.ru

The author applies reformed epistemology supplemented by some ideas from evolutionary cognitive science to consider the problem of justification of belief in the God of revelation. He argues that since our cognitive faculties are the result of evolution by natural selection, we have strong reasons for supposing that those spheres of reality which bore neither direct nor indirect relations to the survival needs of our ancestors lie outside our natural knowledge. If there is a certain mighty and benevolent agent, that is, God, which belongs to this unknowable reality, we can expect that he would not leave us ignorant of his existence, even if we are not able to learn about him by ourselves. It could be supposed that God, in order to make us believe in Him, uses the conjunctions of natural circumstances foreseen by Him, in addition to the revelation given in a supernatural way. Therefore, if God exists and one believes in Him, one’s religious belief is a product of reliable belief-forming processes installed by God. So, this belief could be regarded as warranted even without appropriate evidences.

 

 


Вернуться назад