Журнальный клуб Интелрос » Эпистемология & философия науки » №3, 2018
Касавин Илья Теодорович
доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.
Российская Федерация. 603000, г. Нижний Новгород,
Университетский переулок, д. 7.
Главный научный сотрудник. Институт философии РАН.
Российская Федерация, 109240, г. Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1. Профессор;
e-mail: itkasavin@ gmail.com
Предлагаемый комментарий к статье У. Линча дает еще один косвенный аргумент в пользу тезиса о скрытых марксистских корнях Лакатоса. Методологию исследовательских программ Лакатоса и социологию научного знания (социальную эпистемологию) объединяет общий объект критики и постоянный оппонент. Лакатос именует его «наивным фальсификационизмом», а социальный эпистемолог – метафизическим реалистом, или «факт-объективистом». Некритическая вера в научные теории и факты, их реификация подвергается критике как с точки зрения «внутренней диалектики развития науки», так и при социально-коммуникативной интерпретации научного знания. Различия между подходами Лакатоса и Фейерабенда оказываются двумя способами выражения одной и той же позиции, основанной на принятии некоторых идей недогматического марксизма.