ИНТЕЛРОС > №3, 2018 > ПРЕОДОЛЕВАЯ ДЕКАРТА: О ЗНАЧЕНИИ МАРКСИЗМА ДЛЯ ПОСТКАРТЕЗИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ СОЗНАНИЯ

Карим Захиди
ПРЕОДОЛЕВАЯ ДЕКАРТА: О ЗНАЧЕНИИ МАРКСИЗМА ДЛЯ ПОСТКАРТЕЗИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ СОЗНАНИЯ


13 декабря 2018

Карим Захиди 
центр философской психологии, кафедра философии,
факультет искусств, университет Антверпена.
18 Grote Kauwenberg,
2000, Антверпен, Бельгия;
e-mail: karim.zahidi@ uantwerpen.be

Когнитивная наука и аналитическая философия сознания по сей день сохраняют верность картезианскому представлению о сознании как изолированном, самодостаточном и по определению индивидуальном феномене. Тем не менее, появились и новые походы к проблеме сознания (т. н. тезис о расширенном сознании, а также энактивизм), которые отходят от классической трактовки. Общий тезис, объединяющей все эти подходы, может быть сформулирован как слоган: «понять ментальные феномены невозможно в отрыве от окружающей среды». Различия между подходами сводятся к степени этой самой «невозможности». Сильная версия этого тезиса требует признания того, что сознание конституируется средой. И хотя эта идея близка марксову тезису о природе сознания, очевидная связь зачастую упускается в литературе. В этой статье я отстаиваю тезис о том, что марксистский подход к сознанию, представленный в концепции деятельностного подхода, предлагает разумную философскую основу для дальнейшего развития посткартезианских идей в когнитивной науке и аналитической философии сознания.


Вернуться назад