ИНТЕЛРОС > №4, 2016 > Критика групповых убеждений: дискуссия с Дженнифер Лэки

Илья Касавин
Критика групповых убеждений: дискуссия с Дженнифер Лэки


24 января 2017

Касавин Илья Теодорович
доктор философских наук, профессор
член-корреспондент РАН. Институт философии РАН
Российская Федерация, 109240, г. Москва
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
e-mail: itkasavin@gmail.com

Концепция Дженнифер Лэки представляет собой аналитический вариант социальной эпистемологии, в которой предметом исследования является природа коллективных (групповых) верований. Автор анализирует возможность объяснения познавательной коллективности и редукции коллективного знания к индивидуальному на примере девиантного знания – обмана и абсурда (чепухи). По мнению автора статьи, критики заслуживает то, что ни «группа», ни «верование» не получили ясного определения; нет критерия когнитивно релевантных и нерелевантных социальных факторов; сохраняется противопоставление индивида и группы. Автор полагает, что концепция коллективного знания могла бы быть более последовательной, если использовать понимание группы М. Дуглас; если показать социальную природу индивида; при этом для редукции верований к выражениям языка желательно привлечь инструментарий философии языка и дискурс-анализа. Однако в таком случае критикуемая концепция сближается с критической социальной эпистемологией, что едва ли приемлемо для самой Дж. Лэки. Отсюда следует вывод о непреодолимости противоречия между этими двумя эпистемологическими школами

 

THE CRITIQUE OF GROUP BELIEF:
A DISCUSSION WITH JENNIFER LACKEY

Ilya Kasavin
DSc in Philosophy, professor
correspondent member of the Russian Academy of Sciences
Institute of Philosophy
Russian Academy of Sciences
12/1 Goncharnaya St.
Moscow, 109240, Russian Federation
e-mail: itkasavin@gmail.com

The approach proposed by Jennifer L L ackey is an analytical version of social epistemology, in which the subject of the research is the nature of collective (group) beliefs. She analyzes the possibility of explaining cognitive collectivity and reducing collective knowledge to the individual one at the example of deviant knowledge types – lie and bullshit. In the given paper, the author argues that L L ackey’s point of view deserves criticism for neither “group” nor “belief” receive a clear definition; no criteria are proposed to distinguish cognitively relevant and irrelevant social factors; the opposition of the individual and the group is retained. The author argues that the concept of collective knowledge could be much more consistent if one uses the group-grid approach elaborated by M. Douglas; one shows the social nature of the individual; one applies the entire toolkit of philosophy of language and discourse analysis for reduction of beliefs to linguistic expressions


Вернуться назад