ИНТЕЛРОС > №1, 2020 > "Прекрасный новый мир": о трансформации науки в технонауку

Ольга Кошовец, Игорь Фролов
"Прекрасный новый мир": о трансформации науки в технонауку


30 мая 2020

Кошовец Ольга Борисовна
кандидат философских наук, старший научный сотрудник.
Институт экономики РАН.
Российская Федерация, 117418, г. Москва,
Новочеремушкинская ул., д. 38 к. 1.
Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН.
Российская Федерация, 117418, г. Москва,
Нахимовский пр., д. 47;
e-mail: helzerr@yandex.ru

 

Фролов Игорь Эдуардович 
доктор экономических наук, заведующий лабораторией.
Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН.
Российская Федерация, 117418, г. Москва,
Нахимовский пр., д. 47. Профессор. НИЯУ МИФИ.
Российская Федерация, 115409, г. Москва,
Каширское ш., д. 31;
e-mail: Penukhina@gmail.com

 

В статье обсуждаются кардинальные сдвиги, которые претерпевает наука как социальный институт и «эпистемологическое предприятие», выражающиеся в потере ею монопольного права на производство общественно полезного знания и в постепенной трансформации в нечто новое, что лишь в силу институциональных и культурных причин продолжает именоваться «наукой». Авторы полагают, что наиболее подходящая концептуализация новой объективации, вызревшей внутри науки и идущей ей как общественному институту на смену, это «технонаука», т.к. техническая компонента в научных практиках сейчас заняла доминирующее положение, – производство технологий и технообъектов (в том числе и как средства господства и контроля) стало важнее фундаментальных знаний. Технонаука имеет как минимум два начала: 1) капитализация науки, ведущая к принципиально иному режиму и модальности существования науки и научного знания; 2) теоретизация и автономизация техносферы, в рамках которых особое значение приобретает инструментализация всех уровней познавательной деятельности и производства знания, а также технологическое/символическое конструирование реальности и порождаемая этим проблема онтологии объектов научного исследования. В статье рассматриваются эти начала технонауки, при этом особое внимание уделяется таким тенденциям, как трансформация эпистемических стратегий, превращенная реальность и техносциентизация общественных и гуманитарных наук, а также такой феномен, как эгалитаризация субъектов знания. Радикальная трансформация науки и ее роли в обществе неизбежно ведет к разрушению демаркационных линий, отделяющих научное знание от других типов знания и замещение научных теорий дискурсами, создаваемыми вне научных практик.


Вернуться назад