ИНТЕЛРОС > №2, 2020 > Эпистемическая несправедливость как системная коммуникативная дисфункция

Павел Тищенко
Эпистемическая несправедливость как системная коммуникативная дисфункция


03 августа 2020

Тищенко Павел Дмитриевич
доктор философских наук, главный научный сотрудник.
Институт философии РАН.
Российская Федерация, 109240, г. Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
e-mail: pavel.tishchenko@ yandex.ru

 

Утверждается, что эпистемическая несправедливость как проблема экспертизы связана не только с ее сциентизацией, замыканием на себя, и неспособностью институализированных экспертов слышать голос представителей профанного сообщества, как утверждается в статье С.Ю. Шевченко, но и с системной коммуникативной дисфункцией в отношениях ученых, экспертов, представителей профанного сообщества и власти. Предполагается, что снованием дисфункциональности взаимодействий является недоверие социальных акторов друг к другу, которое порождает взаимные формы как герменевтической (hermeneutic), так и свидетельской (testimonial) несправедливости в смысле М. Фрикер. Отмечается односторонность представлений о маргинальных сообществах. Необходимо учесть, что в связи со стремительной специализацией в научном производстве знаний граница между экспертом и профаном оказывается радикально смещенной из пространства внешних социальных отношений во внутреннее ментальное пространство каждого из экспертов.

 

 

EPISTEMIC INJUSTICE AS SYSTEMIC COMMUNICATIVE DYSFUNCTION

Pavel D. Tishchenko 
DSc in Philosophy, chief researcher.
Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences.
12 Goncharskaya Str,. Bd. 1,
Moscow, 109240, Russian Federation;
e-mail: pavel.tishchenko@ yandex.ru

 

It is argued that epistemic injustice as a problem of expertise is related not only to its scientization, closure, and the inability of institutionalized experts to hear the voice of representatives of the marginal communities, as stated in the article by S.Y. Shevchenko, but also to systemic communicative dysfunction in the relations of scientists, experts, representatives of marginal communities and state authorities. It is supposed that dashing about of dysfunctionality of interactions is the mistrust of social actors to each other which generates mutual forms of both hermeneutical, and testimonial injustice in M. Fricker sense. Unilateral view of marginalized communities is criticized. It should be taken into account that due to the rapid specialization in scientific production of knowledge, the boundary between the expert and the profane is radically shifted from the space of external social relations to the internal mental space of each of the experts.


Вернуться назад