ИНТЕЛРОС > №2, 2020 > Эпистемология убеждений: порицание, доверие и эпистемологические добродетели субъекта

Алина Костина
Эпистемология убеждений: порицание, доверие и эпистемологические добродетели субъекта


04 августа 2020

Костина Алина Олеговна
кандидат философских наук,
младший научный сотрудник.
Институт философии РАН.
Российская Федерация, 109240,
г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
e-mail: akostina@mail.ru

В статье рассматриваются тренды современной эпистемологии, в центре которых находятся эпистемический субъект и его познавательная деятельность. Среди рассматриваемых вопросов, касающихся внутреннего опыта субъекта: (не)произвольность в формировании убеждений, доверие собственному восприятию, соответствие убеждений существующей системе доказательств, демаркация эпистемической и прагматичной рациональности в опыте познания. Вопросы, относящиеся к внешнему опыту субъекта: правомерность порицания убеждений, искаженность восприятия, ограниченность принятия свидетельского знания как результат воздействия социальных предрассудков; эпистемическое несогласие и роль института «эпистемических визави» как источника развития знания или давления среды. Эпистемология добродетелей как выход на новый нормативный уровень оценки познания.

 

 

EPISTEMOLOGY OF BELIEF: BLAMEWORTHINESS, CREDIBILITY AND VIRTUES OF EPISTEMIC AGENT

Alina O. Kostina 
PhD in Philosophy,
junior research fellow.
Institute of Philosophy,
Russian Academy of Sciences.
12/1 Goncharnaya St.,
109240 Moscow, Russian Federation;
e-mail: akostina@mail.ru

The following article discovers current trends of contemporary epistemology, related to epistemic agent and his/her activities. A number of issues raised here describe internal experience of the agent, such as (in)voluntary nature of belief formation, trust in one’s faculties of perception, correspondence of formed beliefs to evidence, demarcation between purely epistemic and pragmatic rationality. Another part of the issues is related to external experiences of the agent. The most crucial among them are: blameworthiness of the agent’s belief system, limited intake of testimonial knowledge as a result of social bias; epistemic disagreement and “epistemic peers” as the sources of knowledge or additional pressure from the environment. The author considers virtue epistemology as a new way of performing normativity.


Вернуться назад