ИНТЕЛРОС > эп№2, 2021 > Культурно-историческая эпистемология и перспективы философии науки

Борис Пружинин, Татьяна Щедрина
Культурно-историческая эпистемология и перспективы философии науки


14 сентября 2021

Пружинин Борис Исаевич
доктор философских наук, главный научный сотрудник.
Институт философии РАН.
Российская Федерация, 109240, г. Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
e-mail: prubor@mail.ru

 

Щедрина Татьяна Геннадьевна
доктор философских наук, профессор.
Московский педагогический государственный университет.
Российская Федерация, 119435,
г. Москва,ул. Малая Пироговская, д. 1;
e-mail: tannirra@mail.ru

Цель статьи – продемонстрировать методологическую эффективность одного из направлений разработки философии науки – культурно-исторической эпистемологии. Авторы полагают, что именно разработка методологических норм, способных определять основополагающие параметры и стратегии научных исследований, является ныне центральной задачей философии науки. Дело в том, что одной из характерных форм организации современной продвинутой науки являются междисциплинарные исследовательские программы, предполагающие совместную деятельность больших научных коллективов, что остро ставит вопрос о взаимопонимании специалистов разных дисциплин и, соответственно, о разработке методологических норм, способных определять общепринятые параметры воспроизводимости результатов познания. Таким образом, в центр внимания философии науки выдвигаются эпистемологические сюжеты, так или иначе связанные с конкретным осмыслением феномена общения в науке. Причем, по мнению авторов, в этих философско-методологических поисках очень важно преодолеть, с одной стороны, уводящую от реальных методологических запросов науки склонность к концептуальному конструированию, а с другой, прямолинейную социологизацию и столь же прямую историзацию науки. Эти подходы чреваты релятивизацией самой идеи научного познания как рационального феномена культуры. Авторы статьи полагают, что в современных концептуальных трендах философии науки необходимо акцентировать вполне традиционные эпистемологические принципы, которые в их обновленной редакции позволяют активизировать, или, если угодно, реанимировать отчасти утерянные сегодня методологические функции философии науки. Обосновывая этот подход, авторы обращаются к эпистемологическому направлению, которое уже два десятилетия разрабатывается с опорой на традиции русской философии первой половины ХХ века.


Вернуться назад