ИНТЕЛРОС > фин№1, 2021 > Квалиа-реализм и репрезентационализм

А.А. Гусев
Квалиа-реализм и репрезентационализм


03 декабря 2021

Статья посвящена проблеме натуралистического объяснения феноменального характера опыта как существенной черты всех сознательных ментальных состояний. Концепция квалиа-реализма может быть рассмотрена как один из вариантов ненатуралистического объяснения данного феномена. Тем не менее считается, что феноменальный характер опыта можно объяснить в более приемлемых для натурализма терминах репрезентационного содержания. Как правило, в данных дискуссиях квалиа отождествляются с особыми нерепрезентативными свойствами опыта – ментальной краской. Автор подробно анализирует соотношение понятий «квалиа» и «ментальная краска» в ключевой работе Г. Хармана. Демонстрируется, что аргументация Хармана против квалиа-реализма не достигает цели. Он определил квалиа через метафору о ментальной краске, что привело к подмене изначального тезиса квалиа-реализма. Для атаки оснований квалиа-реализма более релевантным способом автором была развита идея Э. Кайнд об эпистемическом измерении квалиа. На основе этого была предложена новая версия аргумента от прозрачности опыта против квалиа-реализма. Аргумент демонстрирует, что тезис о существовании квалиа не проходит проверку интроспективным анализом перцептивного опыта. Квалиа оказываются теоретическими объектами, которые не выполняют предписанную им объяснительную функцию. Тем самым подрываются основания метафизических аргументов против редукционистского подхода к сознанию, поскольку они исходили из допущения существования референтов понятия «квалиа». Вариант объяснения феноменального характера опыта в терминах репрезентационализма также сталкивается с внутренними проблемами. В связи с этим автор предлагает опцию прямого реализма, поскольку тот хорошо совместим с тезисом прозрачности и в целом согласуется с натуралистическими установками репрезентационалистов.


Вернуться назад