ИНТЕЛРОС > №4, 2018 > Тела знания и знание тел: «Мы можем знать больше, чем можем сказать Аманда Мэчин
|
Классическая эпистемология, начиная с Платона, предполагала, что знание является бестелесным. Тело виделось либо отвлекающим элементом, либо пассивным инструментом познания. В этой статье рассматривается проблема познания человеческого тела. Используя разработки М. Поланьи и представителей феминистской эпистемологии, автор показывает, что тела обладают своим собственным неявным знанием. Автор также пытается опровергнуть тот тезис, что проблемы научного познания не связаны с проблемами телесности. Автор особым образом рассматривает сферу экологического управления, где ученые уже бросили вызов доминированию научных знаний над другими формами знаний. Автор не ставит под сомнение ценность знаний научных экспертов, но показывает, что эти знания всегда связаны с телом. Она анализирует критические замечания, которые ставят под сомнение предположение о том, что научные знания являются универсально применимыми и требуют включения различных видов знаний в экологическое управление. Во-вторых, автор утверждает, что не только локальное, но и телесное знание важно для выявления и понимания, реагирования на экологические проблемы, а также для осуществления, расширения и противостояния такого рода управлению. В-третьих, опираясь на идеи Поланьи, автор показывает, что сама наука переплетена с телесным знанием. Наконец, автор утверждает, что признание телесности научного знания отнюдь не умаляет его ценности, а, напротив, может позволить по-новому оценить роль и функции ученых. Автор утверждает, что философские поиски Поланьи привели его к защите «тела ученых». В свою очередь, авторский тезис заключается в том, что эти идеи, скорее, заставляют критически отнестись к устройству этого тела. Автор констатирует, что проблема тела не редко затрагивается в преобладающих эпистемологических дискуссиях, и показывает, что тела являются сложными объектами, критическими предметами и размещенными агентами знания. Вернуться назад |