ИНТЕЛРОС > №4, 2018 > Тела знания и знание тел: «Мы можем знать больше, чем можем сказать

Аманда Мэчин
Тела знания и знание тел: «Мы можем знать больше, чем можем сказать


19 февраля 2019

Классическая эпистемология, начиная с Платона, предпола­гала, что знание является бестелесным. Тело виделось либо отвлекающим элементом, либо пассивным инструментом познания. В этой статье рассматривается проблема познания человеческого тела. Используя разработки М. Поланьи и пред­ставителей феминистской эпистемологии, автор показывает, что тела обладают своим собственным неявным знанием. Автор также пытается опровергнуть тот тезис, что проблемы научного познания не связаны с проблемами телесности. Автор особым образом рассматривает сферу экологическо­го управления, где ученые уже бросили вызов доминированию научных знаний над другими формами знаний. Автор не ставит под сомнение ценность знаний научных экспертов, но показывает, что эти знания всегда связаны с телом. Она анали­зирует критические замечания, которые ставят под сомнение предположение о том, что на­учные знания являются универсально применимыми и требуют включения различных видов знаний в экологическое управление. Во-вторых, автор утверждает, что не только локальное, но и телесное знание важно для выявления и понимания, реагирования на экологические проблемы, а также для осуществления, расширения и противостояния такого рода управле­нию. В-третьих, опираясь на идеи Поланьи, автор показывает, что сама наука переплетена с телесным знанием. Наконец, автор утверждает, что признание телесности научного знания отнюдь не умаляет его ценности, а, напротив, может позволить по-новому оценить роль и функции ученых. Автор утверждает, что философские поиски Поланьи привели его к защите «тела ученых». В свою очередь, авторский тезис заключается в том, что эти идеи, скорее, заставляют критически отнестись к устройству этого тела. Автор констатирует, что проблема тела не редко затрагивается в преобладающих эпистемологических дискуссиях, и показыва­ет, что тела являются сложными объектами, критическими предметами и размещенными агентами знания.


Вернуться назад