ИНТЕЛРОС > №1, 2015 > Фотография: гравитация демоса

Елена Петровская
Фотография: гравитация демоса


27 сентября 2015

Петровская Елена Владимировна
заведующий сектором эстетики,
Институт философии РАН,
кандидат философских наук,
Институт философии РАН,
119991, Россия, Москва, ул. Волхонка 14, стр. 5;
E-mail: phljrnl@yandex.ru

Автор статьи отталкивается от концепции нефотографии Франсуа Ларюэля, разрабатываемой им в одноименной книге. Его основная посылка может быть развита следующим образом: любая семиотическая или эстетическая интерпретация изображения как чего-то наделенного скрытым – трансцендентальным – значением оказывается в высшей мере недостаточной. Фотографию, напротив, следует рассматривать как новую «науку», которая вполне буквально тяготеет к сообществу, понимаемому в физическом смысле. Сообщество – это выражение сил жизни или синоним совместности, «предшествующей» какому бы то ни было изображению. И задача критического наблюдателя (вспомним Вальтера Беньямина) состоит в том, чтобы обнаружить следы этого предсимволического «присутствия» в символических формах, которые делают все, чтобы его нейтрализовать, исказить или вытеснить. Несмотря на свою беспримерную удостоверяющую силу, фотография не является в этом плане исключением. Однако, если ее переопределить как науку сил, новая теория фотографии будет ближе к физике, чем к эстетической теории в ее классическом истолковании. Обозревая различные теории фотографии, автор показывает, что у фотографии нет сущности самой по себе. Напротив, фотография позволяет распознавать отпечатки тел и их взаимодействий, что очень близко спинозовскому пониманию (отчетливых и ясных) Идей. Рассмотренная с точки зрения эпистемологии или же политической философии, фотография по-прежнему демонстрирует свою способность удостоверять. Только отныне она отсылает не к «реальности», а к физике тел, которая – опять же в духе Спинозы – выступает мерой собственно политики.


Вернуться назад