ИНТЕЛРОС > №1, 2015 > Понимание времени и временности в каламе

Нофал Фарис
Понимание времени и временности в каламе


27 сентября 2015

В статье рассматривается понимание сущности времени в мутазилитской и ашаритской школах калама. На примере учений о времени и темпоральности крупнейших мутакаллимов автор делает вывод об уникальности философии времени арабо-мусульманских мыслителей и их нередуцируемости к античному наследию. Последовательно анализируя различные концепции крупнейших мыслителей мусульманского Востока, исследователь прослеживает их генезис и эволюцию, а также внутреннюю взаимосвязь, позволяющую говорить о несомненной преемственности традиций калама. Отдельно показано, как до-перипатетический классический калам основывает свое понимание времени на концептах действия и процесса, тогда как поздние ашариты, испытавшие значительное влияние арабоязычного перипатетизма, предпочитают говорить о непознаваемости времени или же о его субстанциональности. Уникальным как для восточной, так и для западной традиций философствования представляется концепция ФахÔруддиôна ар-Раôзиô, введшего время в свою эманационную схему и придавшего ему особый онтологический статус. Особое внимание в статье уделено проблеме дискретности времени в каламе, а также взаимосвязи «длящегося» или «исторического времени» (заман-времени) и «сейчас-времени» (вакт-времени) с точки зрения виднейших ашаритских мыслителей.


Вернуться назад