ИНТЕЛРОС > №14, 2021 > Восточная теократия на севере Евразии: «пути России» в историософии И. И. Бунакова-Фондаминского

А. А. Кара-Мурза
Восточная теократия на севере Евразии: «пути России» в историософии И. И. Бунакова-Фондаминского


30 июня 2021

Кара-Мурза Алексей Алексеевич
доктор философских наук, профессор, главный научныйсотрудник,
руководитель сектора философии российской истории.
Институт философии РАН.
Российская Федерация, 109240, г. Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
e-mail: a-kara-murza@yandex.ru

 

В статье исследуется вопрос об эволюции философско-исторических взглядов рус­ского интеллектуала и политика Ильи Исидоровича Фондаминского (1880–1942; литературно-политический псевдоним «Бунаков»). Выходец из еврейской купече­ской семьи, изучавший философию в Берлине и Гейдельберге, активный социалист-революционер, И.И. Бунаков-Фондаминский стал одной из ключевых фигур рус­ской эмиграции. В годы немецкой оккупации Франции он принял православное крещение и закончил свой жизненный путь в гитлеровском концентрационном ла­гере (в 2004 г. канонизирован Константинопольским патриархатом). В центре вни­мания автора – историософская концепция «путей России», изложенная И.И. Буна­ковым-Фондаминским в статьях 1920‒1940-х гг. в парижских эмигрантских журна­лах «Современные записки» и «Новый град». Согласно Бунакову-Фондаминскому, историческая Россия – это «Восток на Севере», а ее судьба – это история «восточ­ной теократии на севере Евразии», в течении нескольких веков «облучаемой» нака­тывающимися с Запада волнами вестернизации.


Вернуться назад