ИНТЕЛРОС > №14, 2021 > Аргументативные схемы как способ изучения рас­суждений

Ангелина Боброва
Аргументативные схемы как способ изучения рас­суждений


30 июня 2021

Боброва Ангелина Сергеевна
кандидат философских наук,
доцент кафедры истории зарубежной философии.
Российский государственный гуманитарный университет.
Российская Федерация, 125993,
г. Москва, Миусская пл., д. 6;
e-mail: angelina.bobrova@gmail.com

В статье рассматривается аппарат аргументативных схем, который используется в теории аргументации для анализа естественных рассуждений. Эти схемы следует понимать как структуры, отражающие наиболее общие типы рассуждений-аргумен­тов. Сегодня они изучаются не только на уровне теории, но и нашли широкое при­менение в образовании или в области информационных технологий. Схемы позво­ляют выявлять, производить и оценивать живые рассуждения, также давать крити­ческую оценку всему дискурсу. Несмотря на свою популярность, аппарат не лишен ряда проблем. В настоящей работе проясняется, что такое аргументативная схема, какие классификации схем существуют, в чем преимущества и недостатки разных подходов, но в центре внимания оказывается вопрос: в каком направлении аппарат аргументативных схем развивается в наши дни. Я высказываю предположение, что новый виток развития можно сравнить с зарождением динамического изучения структур, которые до этого преимущественно исследовались в статике. Нечто по­добное можно наблюдать в логике, которая отстаивает два толкования формально­сти: то, что относится к формам, и то, что относится к правилам.


Вернуться назад