ИНТЕЛРОС > №14, 2021 > «Поворот к онтологии» в неокантианстве

Леонид Корнилаев
«Поворот к онтологии» в неокантианстве


30 июня 2021

Корнилаев Леонид Юрьевич 
кандидат философских наук, научный сотрудник.
Академия Кантиана, Балтийский федеральный
университет им. И. Канта.
Российская Федерация, 236016,
г. Калининград, ул. А. Невского, д. 14;
e-mail: Lkornilaev@kantiana.ru

В конце 1910-х – начале 1920-х гг. интеллектуальная ситуация внутри неокантиан­ства начинает меняться: возникают философские проекты, пытающиеся преодолеть тотальную «гносеологизацию» неокантианских учений, освобождая место для он­тологии. Онтологические тенденции характерны главным образом для проектов всеобщей логики П. Наторпа и логики философии Э. Ласка. В статье анализируется проблема преемственности ранних гносеологических идей Наторпа, разрабатывае­мых в духе марбургской интерпретации кантовского трансцендентализма, и его поздних онтологических построений. В частности, исследуется методологическая взаимосвязь характеристик познания в его ранней и поздней философии: динамич­ность, творческий характер, категориальность, единство исходного пункта и цели; реконструируются основные положения проекта всеобщей логики Наторпа. В зре­лых работах Э. Ласка выявляются идеи, открывающие возможность для онтологи­ческого поворота: критика отождествления сферы значимости и сферы сверхчув­ственного в метафизиках прошлого, постулирование дорефлексивного этапа позна­ния, понимание учения о суждении как учения об имманентном смысле, трактовка истины как конститутивного феномена. Проведенный анализ показывает, что оба философа выстраивают свои системы на онтологическом фундаменте, ставя субъ­ективность в зависимость от объективности в познании, что можно трактовать как своего рода отход от кантовского критицизма. Переход к онтологическому обосно­ванию философской системы выражается в постулировании универсального харак­тера логического, выраженного в идее «пойэсиса» у Наторпа и «панархии Логоса» у Ласка. Анализ онтогносеологических проектов Наторпа и Ласка позволяет уточ­нить и дополнить существующие представления о роли неокантианства в формиро­вании новых онтологий ХХ в. в «онтологическом повороте».


Вернуться назад