ИНТЕЛРОС > №2, 2017 > Когнитивный аспект проблемы универсалий в позднесхоластической традиции

Галина Вдовина
Когнитивный аспект проблемы универсалий в позднесхоластической традиции


24 августа 2017

Вдовина Галина Владимировна
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник.
Институт философии РАН.
Российская федерация,
109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
e-mail: galvd1@yandex.ru

Статья рассматривает тему формирования универсальных понятий в схоластической науке о душе XVII в. Непосредственным основанием для соответствующих концепций послужила типология универсалий, разработанная Франсиско Суаресом и представленная в его сочинениях «О душе» и «Метафизические рассуждения». Согласно Суаресу, универсалии разделяются на физическую, метафизическую и логическую, из которых отношение к теме имеют две последние. По убеждению Суареса и большинства схоластов после него, универсальноcть не существует в вещах как таковая, но создается интеллектом на основе усматриваемого им подобия между вещами, которое позволяет объединять их в виды и роды. Механизм образования универсальных понятий тщательно исследуется схоластическими авторами не только в логическом, но и в когнитивном контексте. Именно с этой точки зрения в статье рассматриваются различные варианты образования универсалий, в том числе когнитивные элементы, участвующие в этом процессе, и задействованный в нем вид абстракции. Показано, что первичной в этом смысле оказывается метафизическая универсалия, которая являет в себе общие видовые и родовые черты вещей и делает возможной предикацию в естественных языках, а логическая универсалия образуется на ее основе и является необходимой для научного уровня познания, но не для повседневной жизни. В целом концепция образования универсалий в схоластике XVII в. производна от принятых в ней базовых онтологических положений.

 

Cognitive aspect of the problem of universals in late Scholastic tradition

Galina Vdovina
Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences.
12/1 Goncharnaya Str.,
Moscow, 109240, Russian Federation;
e-mail: galvd1@yandex.ru

In this article, the author examines the shaping of universal notions in the 17th century scholastic theory of the soul. The respective concepts found their immediate origin in the typology of universals as elaborated by Francisco Suárez in his books On the Soul and Metaphysical Disputations. According to Suárez, there are three types of universals: physical, metaphysical and logical; but only the latter two are pertinent to the problem here discussed. Suárez, as most of scholastic philosophers after him, believed that universality as such does not exists in extramental reality, but rather is produced by the intellect on the basis of similarity between things, which makes it possible to group things into species and genera. Scholastic writers provided a thorough analysis of the mechanism of generating universal concepts not only from a logical, but from a cognitive point of view as well. The present paper follows them in their comprehensive approach to the problem of generation of universals, including the cognitive aspect of this process and the kind of abstraction employed in it. It can be shown that the place of priority belongs to the metaphysical universal which comprises the general specific and generic characteristics of things and makes predication in natural languages possible; it is also the origin from which the logical universal is generated, indispensable for scientific knowledge but useless in daily life. On the whole, the doctrine of the generation of universals in 17th century scholasticism is derivative from the basic ontological principles of this school of thought.


Вернуться назад