ИНТЕЛРОС > №2, 2017 > К реконструкции учения о языке Григория Нисского в контексте евномианской полемики

Дмитрий Курдыбайло
К реконструкции учения о языке Григория Нисского в контексте евномианской полемики


24 августа 2017

Курдыбайло Дмитрий Сергеевич
кандидат философских наук, научный сотрудник.
Русская христианская гуманитарная академия.
Российская Федерация, 191011, г. Санкт-Петербург,
наб. р. Фонтанки, д. 15, лит. А;
e-mail: theoreo@yandex.ru

Статья посвящена реконструкции учения Григория Нисского об имени и именовании в контексте полемики с Евномием Кизическим. Рассматривается ряд античных представлений об именовании и языке, бывших актуальными в богословском и философском дискурсе христиан IV в.: диалог Платона «Кратил» и его позднейшие интерпретации, трактаты Аристотеля «Об истолковании» и «Категории», стоическая концепция логоса, а также наследие ветхозаветной традиции. Устанавливается специфика понятий «имя» и «слово» в платоновском контексте, принципы различения фонетического и семантического слоев в слове и исследуются принципы переводимости понятий с одного языка на другой. На материале экзегезы Григория Нисского космогонических и космологических мотивов в Ветхом Завете анализируются его представления о возникновении языка и словотворческой деятельности человека. Показывается, что мысль Григория Нисского наследует как элементы античной философии языка, включая преимущественно положения платонизма и стоицизма, так и ветхозаветный апофатизм в описании и именовании трансцендентного Бога. Эти элементы синтезируются вместе на основе христоцентричной аскетики, того, что позднее будет названо «естественным созерцанием» и учением о логосах твари. Также отмечается роль учения о «внутреннем слове», которое в соотнесении со словом «внешним» демаркирует семантическую, психологическую и языковую области в понимании имени, что позволяет реконструировать своеобразную антропологию именования и увидеть ход рождения слова в сознании созерцающего человека, выражающего затем опыт созерцания вербальными средствами.

 

Toward a reconstruction of Gregory of Nyssa’s theory of language
in the context of anti-Eunomian polemics

Dmitry Kurdybaylo
Russian Christian Academy for the Humanities.
15 A, Fontanka river emb.,
St Petersburg, 191011, Russian Federation;
e-mail: theoreo@yandex.ru

The paper here abstracted introduces a reconstruction of Gregory’s of Nyssa doctrine on names and naming in the context of polemics with Eunomius of Cyzicus. The author brings into consideration a number of ancient conceptions of naming and language that had major relevance in theological and philosophical debates of 4th century Christians, in particular the theories elaborated in Plato’s dialogues, primarily the Cratylus (also in its later interpretations), in Aristotle’s On interpretation and Categories, as well as the Stoic theory of logos and the Old Testament tradition. He traces down the difference ‘name’ and ‘word’ have in a Platonic context and establishes the principles of distinction between phonetic and semantic layers in a word, all of which affects the extent to which certain notions can be translated from one language to another. He goes on to analyze Gregory’s exegesis of the cosmological and cosmogonic passages of the Old Testament, which helps reveal the bishop of Nyssa’s view of the origins of language and of the word making activity of man. It can be shown that Gregory incorporates in his thinking both the elements of the ancient Greek philosophy of language (primarily Platonic and Stoic ideas) and of the Old Testament apophatism in describing and naming the transcendent God. These elements are brought into a synthesis with Christocentric asceticism, with what later came to be known as ‘natural contemplation’ and with the doctrine of the logoi of creation. Particular attention deserves Gregory’s version of the doctrine of the ‘inner word’ which, by confrontation with the ‘outer word’, delineates the domains of semantics, psychology and language in the understanding of names. This gives the starting point for a reconstruction of a peculiar anthropology of naming where a word is born in the conscience of a contemplating man who then expresses his experience of contemplation by verbal means.


Вернуться назад