ИНТЕЛРОС > №2, 2017 > Негативность «всерьез»? К проблеме хайдеггеровской интерпретации негативности в философии Гегеля

Антон Вавилов, Ирина Зотова
Негативность «всерьез»? К проблеме хайдеггеровской интерпретации негативности в философии Гегеля


24 августа 2017

Антон Валерьевич Вавилов
аспирант. Кубанский государственный университет.
Российская Федерация, 350000, г. Краснодар,
ул. Ставропольская, д. 149;
e-mail: anton_v_v@list.ru

 

Зотова Ирина Викторовна
кандидат философских наук.
Кубанский государственный университет.
Российская Федерация, 350000, г. Краснодар,
ул. Ставропольская, д. 149;
e-mail: ivzotova@hotmail.com

Статья посвящена анализу методологических оснований постановки вопроса о негативности в философии Г.В.Ф. Гегеля и М. Хайдеггера. Раскрывается специфика гегелевского и хайдеггеровского вопрошания о начале философии. Анализируются принципы и содержание критики фрайбургским мыслителем спекулятивной философии, которую он развивает на основе исследования гегелевского понятия негативности. Развивается тезис о том, что Хайдеггер совершает редукцию спекулятивного принципа гегелевской системы к негативности как к одному из ее частных моментов, полагая, будто негативность в гегелевской системе не воспринимается «всерьез», то есть нивелируется под давлением спекулятивного понятия, как если бы Гегель включал-запирал негативность. Наряду с этим в статье излагается и обосновывается тезис, согласно которому необходимым моментом спекулятивной системы является ее саморастрачивание, что позволяет ей продолжаться или функционировать исторически, то есть как раз полагать негативность саму по себе.

 

Negativity in earnest? Toward the problem of Heidegger’s interpretation
of negativity in the philosophy of Hegel

Anton Vavilov
Kuban State University.
149 Stavropolskaya Str., Krasnodar,
350049, Russian Federation;
e-mail: anton_v_v@list.ru

 

Irina Zotova
Kuban State University.
149 Stavropolskaya Str.,
Krasnodar, 350049, Russian Federation;
e-mail: ivzotova@hotmail.com

The present article offers an analysis of the methodological models used by both Hegel and Heidegger to approach the problem of negativity. The authors seek to reveal what makes Hegel’s and, on the other hand, Heidegger’s inquiry into the origins of philosophy so special. Heidegger builds his critique of Hegel’s doctrine of negativity on a more general interpretation of speculative thinking. It can be shown, however, that the Freiburg philosopher effectively reduces the role of negativity in Hegel’s system to that of one of its parts which Hegel himself would not take too much ‘in earnest’, letting it be leveled under the pressure of the speculative principle and thus included and locked within the system. What the authors set to demonstrate is that in fact an essential and necessary characteristic of the speculative system is self-expenditure: this is prerequisite to its continuation and to its functioning historically, which, in its turn, means precisely positing negativity in itself.


Вернуться назад