ИНТЕЛРОС > №3, 2018 > Классификационные списки матики / матрики в раннем буддизме

Анастасия Ложкина
Классификационные списки матики / матрики в раннем буддизме


04 декабря 2018

Ложкина Анастасия Витальевна 
аспирант Философского факультета.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.
Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1;
младший научный сотрудник сектора восточных философий. Институт философии РАН.
Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
e-mail: lozhkinaanastasiya@yandex.ru

 

Целью настоящей статьи является анализ роли, значения и специфики употребления классификационных списков (пали матика / скр. матрика) в раннебуддийской философии. Матики рассматриваются в статье в качестве основы построения раннебуддийских доктринальных текстов, как в плане оформления структуры текста, так и в качестве концептуального каркаса раннебуддийского Учения. На основании текстов «Сутта-питаки», «Виная-питаки» и «Абхидхамма-питаки» автор прослеживает закономерности генезиса основных матик в палийской литературе, а также изменение отношения к матикам в раннебуддийской традиции в целом на основании анализа текстов религиозно-философских направлений раннего буддизма. Статья разделена на пять частей: 1) основные значения термина матика / матрика; 2) роль и значение категориальных списков в раннебуддийской традиции; 3) способы построения матик / матрик в раннебуддийских текстах; 4) анализ основных раннебуддийских классификационных списков; 5) место матик в палийской абхидхамме. Обзорный анализ основных подходов к формулированию и изложению классификационных списков в раннем буддизме, предпринятый в рамках данной статьи, позволяет открыть перспективы для дальнейших специальных работ о функционировании принципа матик в буддийских текстах различных жанров. Наличие классификационных списков в раннебуддийском дискурсе можно считать характерной чертой развития и оформления буддийской культуры порождения и передачи доктринального текста.


Вернуться назад