ИНТЕЛРОС > №3, 2018 > Эстетическая эгология

Николай Кормин
Эстетическая эгология


04 декабря 2018

Кормин Николай Александрович
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник.
Институт философии РАН.
Российская Федерация, 109240,
г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
e-mail: n.kormin@yandex.ru

Цель статьи – показать, как формировалась эстетическая программа картезианства, как декартовская интерпретация субъективности выявляет проблематику европейской культуры Нового времени, изменяя ее метафизический код. В статье рассмотрены структуры эстетической постановки существования, которая осуществлена на метафизической сцене cogito ergo sum, явившейся результатом длительной эволюции, связанной в том числе и с общим развитием поэтики самоочевидности «я» – этого центра художественного сознания. Cogito как предельное основание жизнеустроения определяет предпосылки для формирования эстетической теории нового типа, в которой сама художественность мыслится как своего рода сердечность жизни, эта теория и создает условия для «внутреннего» восприятия художником самого себя. Особое внимание уделено подходам Декарта к анализу взаимосвязи научного и художественного сознания. Выявляется гибкая позиция французского философа, ориентированная на раскрытие способа существования искусства в разных трансцендентальных, интеллигибельных видах сходимости, прослеживаются истоки эгологической традиции в философии искусства.


Вернуться назад