ИНТЕЛРОС > №1, 2013 > Аннотации

Аннотации


28 ноября 2014

В.В.Ванчугов

О действиях и намерениях историка философии в прошлом и настоящем

«История философии» не может быть неизменной. Автор предпринимает попытку определить контуры ее ближайшего будущего. Информационнокоммуникативная среда современного общества означает «смерть истории философии» в ее прежнем понимании. Но подобную констатацию следует понимать лишь как символические представления смены парадигм. Потребность в истории философии остается, только реализация принимает иные формы при наличии иного типа организации материала, когда каждый, будучи самому себе «навигатором» в море контента, выбирает направление движения, в том числе и в прошлое. Ключевые слова: история философии, информационно-коммуникативная среда, историография, метод, идеология.

Роджер Смит

Наука и философия свободной воли

Часто отмечается, что свойственные современной науке механистические и детерминистские формы объяснения стали типичными для западной мысли в целом. Тем не менее сутью западного проекта Просвещения было и остается использование знания о природе для того, чтобы научить людей жить мудро, в согласии с ней. В этой статье автор рассматривает видимое противоречие в западной мысли Просвещения между свободной волей и детерминизмом, предлагая признать существование долгой западной традиции, основанной не на механистичных операциях природы, а на вере в свободу человеческих действий. В статье показано, что в западной мысли существует не одна монолитная позиция по этой проблеме, а разнообразие точек зрения. Автор иллюстрирует это на примерах из литературы, включая Достоевского, Ницше и Бергсона. Ключевые слова: детерминизм, свободная воля, Просвещение, Достоевский, Ницше, Бергсон.

В.Г.Федотова

Какая политическая культура нужна гражданскому обществу?

В данной статье кратко обобщены идеи докладов В.М.Межуева, М.М.Федоровой и А.А.Кара-Мурзы, высказанные на семинаре «Философия в публичном пространстве», и обозначены принципы работы философа с теориями социальных наук. Показано значение концепций смешанных политических культур и многосоставных обществ. Обозначена связь развития и демократии. Высказано мнение о необходимости анализа публичной сферы массовых обществ. Ключевые слова: политическая культура, гражданская культура, рационалистически-активистская модель, модель смешанной политической культуры и стабильной демократии, «баланс неравенств», массовые общества.

Мигель де Бестеги

Проблема желания во французской феноменологии

Подводя итоги значительного теоретического развития, сосредоточенного на «страстном» или «страдающем» измерении человеческого существования, как в его эго-истической версии (Гуссерль, Сартр, Барбарас), так в эти ческой (Левинас), автор приходит к выводу, что существование неизменно понимается как униженное – или властным Другим (как в первом случае), или слабым Другим (как во втором). Виной тому – основополагающие предпосылки самой феноменологии как таковой, связывающей желание с интенциональностью. Ключевые слова: человеческая реальность, страсти, предопределенность желания, предел, Сартр, Левинас, Гуссерль.

Н.Н.Сосна

Потенциально «человеческое»: Вирно и медиальное

В статье рассматривается, как медиатеории, нередко обходящие стороной область политических высказываний, дополняют новые политико-антропологические подходы, которые избегают использования категории «медиации», «опосредования», чьим примером служит П.Вирно. И те и другие вынуждены обращаться к антропологическим структурам и по-новому их формулировать в условиях навязывания определения «человеческого» через технологическое (опасность техногенных сред, структурирующих проявления «человеческого» – для теоретиков медиа; опасность машинизации «высших проявлений человеческого», таких как общественный интеллект и язык, отчуждаемых на биологическом уровне – для Вирно). Ключевые слова: опосредование, потенциальность, переходная форма, видимая мысль, реальная абстракция, трансдукция, Симондон, Вирно.

К.А.Павлов

Как работает философия: социальный аспект

Социальное влияние философии – это неосуществимая мечта, или реальная возможность, или же иллюзия проблемы? Должна ли философия влиять на общество так же непосредственно, как повлияло на мир, например, появление компьютерных и прочих высоких технологий? Как вообще встроена философия в ткань современной жизни? Некоторые ответы на эти вопросы можно получить, заметив, что философии всегда осуществляются как особого рода события в сетях человеческих исследовательских практик и практик самопонимания. Ключевые слова: сети исследовательских практик, философия как событие, социальное значение философии.

Тьерри де Дюв

Авангард и «потеря ремесла» – простое объяснение

В настоящей статье Т. де Дюв опирается на мнение, которое разделяли как Климент Гринберг, так и Теодор Адорно, согласно которому, во-первых, художественный авангард характерен именно для западной цивилизации (тогда как другим цивилизациям это явление не знакомо), во-вторых, авангард продолжает стремиться к созданию «великого искусства» во враждебных для этого условиях. Автор стремится прояснить, чем является «потеря ремесла», которая, на первый взгляд, характеризует авангард. Ключевые слова: Де Дюв, художественный авангард, потеря ремесла, цивилизация.

Н.В.Смолянская

Авангард. Проблема именования

Предлагается рассмотреть вопрос об именовании художественного события «авангардным», исходя из позиций философской стратегии Л.Витгенштейна, предложившего заменить поиск сущностной природы яв-166 Аннотации ления его «наглядным» выявлением. Вместо того, чтобы доискиваться до сущности слова «авангард», согласно Витгенштейну, нужно показать, в каких контекстах оно употребляется, пытаясь обозначить границы, за которыми термин «авангард» перестает функционировать и его участие в языковых конструкциях становится неприемлемым. Составление и прояснение грамматики выражения «авангард» может помочь и прояснению идеи авангарда. Ключевые слова: авангард, проблема именования, определение искусства, философская грамматика, языковые игры, фамильное сходство, формы жизни.

Р.Соколов

Проблематика Darstellung в «Литературном абсолюте» Ж.-Л.Нанси и Ф.Лаку-Лабарта

В статье предпринимается попытка рассмотрения работы Жан-Люка Нанси и Филиппа Лаку-Лабарта «Литературный абсолют» с точки зрения проблематики художественного познания. Анализируя трактовку эстетики раннего романтизма в данной работе, автор обращается к одному из осевых в данном контексте понятию Darstellung, выявляя посредством его экспликации некоторые ключевые моменты художественного познания, отличающие его от познания как научного, так и обыденного. Ключевые слова: художественное познание, художественная репрезентация, литературный образ, Darstellung, Vorstellung, Dichtung, ранний немецкий романтизм, воображение, фрагментарное письмо, эйдестетика.

Е.Н.Князева

Инновационная сложность с позиции энактивизма

В статье рассматривается феномен инновационной сложности с методологических позиций, которые строятся на современной теории сложных адаптивных систем и концепции энактивного познания (энактивизма) в когнитивной науке и неклассической эпистемологии. Находясь на этих позициях, можно утверждать, что свойства сложной системы и среды, в которую она встроена и в которой она функционирует, взаимно определяют друг друга. Сложность, эмерджентность, активность, инновационный потенциал системы и среды – это взаимосвязанные, строящиеся друг от друга свойства, возникающие в интерактивном взаимодействии. Система определяется средой и создает свою среду, которая, в свою очередь, обратно влияет на систему, конструирует ее. Ключевые слова: автопоэзис, инновация, коэволюция, нелинейность, самоорганизация, система, сложность, эмерджентность, энактивизм.

С.Н.Корсаков

Иван Капитонович Луппол: ренессансный человек в тисках сталинского режима

В статье на основе архивных документов и публикаций 1920–1930 гг. дается очерк жизненного пути академика Ивана Капитоновича Луппола, одного из организаторов Института философии, заведующего секцией истории философии. В приложении публикуются архивные документы, связанные с избранием И.К.Луппола действительным членом Академии наук. Ключевые слова: деборинская школа, Институт философии, И.К.Луппол, сталинские репрессии.


Вернуться назад