ИНТЕЛРОС > №2, 2012 > Публичная сфера, городское пространство и новые медиа

Евгения Абрамова
Публичная сфера, городское пространство и новые медиа


26 января 2014

Переосмысление концепции буржуазной публичной сферы в том виде, в каком она была предложена Ю. Хабермасом, привело к появлению новых подходов, критикующих и дополняющих концепцию публичной сферы: ее теоретические и исторические основания, общественные институты, в которых она была представлена. В статье будут рассмотрены две концепции – «множественных» публичных сфер философа и феминистки Н. Фрезер и «контр-публичной» сферы социолога О. Негта и теоретика и кинорежиссера А. Клюге – и показано, какие теоретические подходы они позволяют наметить для практик активистских групп. Хабермас в работе «Структурная трансформация публичной сферы» предлагал рассматривать публичную сферу как явление, имевшее историческую локализацию: в период с конца XVIII в. до ее радикальной структурной трансформации к середине XX в. Выстраивавшаяся на либеральных экономических отношениях и свободном обращении труда и капитала, буржуазная публичная сфера возникла как ответ на требования со стороны индивидов, обладавших частной собственностью, а значит, общими интересами и правом вынесения критического суждения о должном устройстве государства. Представители гражданского общества посредством публичной сферы имели возможность заявлять свои интересы перед государством, формируя общественное мнение путем проведения дебатов. Обсуждения должны были проходить согласно общим правилам коммуникации, включавшим достижение согласия (консенсус) посредством применения рациональных аргументов, которые приводили к разумному, т. е. верному, решению


Вернуться назад