ИНТЕЛРОС > №2, 2015 > Трактат Оригена «О началах»

Андрей Серёгин
Трактат Оригена «О началах»


25 октября 2015

Серёгин Андрей Владимирович
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник.
Институт философии Российской академии наук.
119991, Российская Федерация, Москва, ул. Волхонка, д. 14, стр. 5;
е-mail: avis12@yandex.ru

Статья посвящена трактату «О началах» Оригена, одному из самых влиятельных и спорных произведений патристической литературы, которое было написано погречески, но дошло до нас преимущественно в более позднем латинском переводе. Помимо ряда вопросов, связанных с жанровой спецификой трактата и степенью адекватности латинского перевода, в статье рассматривается общая проблематика своеобразного религиозно-философского мировоззрения Оригена, которая нашла наиболее яркое выражение именно в этом трактате и создала Оригену репутацию неортодоксального, а то и еретического мыслителя (в частности, его представления о предсуществовании душ, множественности миров и всеобщем спасении). Автор пытается показать, в чем именно эти представления отступают от стандартов ортодоксальной христианской мысли и какие мотивы побудили Оригена к формулировке подобных гипотез. В частности, Ориген допустил предсуществование душ, чтобы cоздать собственную версию теодицеи, всеобщее спасение – потому что универсум, на его взгляд, может быть совершенным, только если полностью лишен всякого зла, а множественность миров – чтобы быть в состоянии согласовать свою собственную универсалистскую эсхатологию с традиционным партикуляризмом.


Вернуться назад