ИНТЕЛРОС > №2, 2015 > Гегель и Деррида: философия, язык, рефлексия

Юлия Азарова
Гегель и Деррида: философия, язык, рефлексия


25 октября 2015

Азарова Юлия Олеговна
кандидат философских наук, доцент кафедры теоретической и практической философии.
Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина.
61022, Украина, г. Харьков, пл. Свободы 4; e-mail: azar2005@yandex.ru

Анализируя проекты Гегеля и Деррида, автор ставит вопрос: возможен ли сегодня разрыв с Гегелем, и если да, то насколько он радикален? Главная проблема здесь состоит в том, что гегелевский проект обладает самореференциальной природой. Он репрезентирует такой тип философской системы, которая сама себя объясняет, интерпретирует и комментирует. Поэтому его критика крайне сложна. Система Гегеля создает элемент, который Деррида называет «образом своего иного». Это позволяет гегелевскому проекту не только предвосхищать будущую критику, но и заранее отвечать на нее. Система Гегеля вписывает в себя другие системы, которые ее объясняют, поскольку их появление предусмотрено Гегелем как часть истории развития этой системы. Для преодоления подобного проекта нужен особый подход, который учитывает гегелевский способ защиты от критики. По мнению Деррида, способ, каким Гегель, предвосхищая будущую критику, конструирует свою систему, связан с апелляцией к истории Духа как истории мыслящего и объясняющего себя сущего. Поскольку проект Гегеля в своей архитектонике воспроизводит telos саморазвития Духа, то именно деконструкция такого telos’a обеспечивает критику гегелевского проекта без повторения его самого. Поэтому Деррида действительно осуществляет радикальный разрыв с Гегелем.


Вернуться назад