ИНТЕЛРОС > №2, 2016 > Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина: политико-философские проекции

Алексей Кара-Мурза
Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина: политико-философские проекции


23 сентября 2016

доктор философских наук, профессор,
заведующий сектором философии российской истории
Институт философии РАН
Российская Федерация, 109240, г. Москва
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
e-mail: a-kara-murza@yandex.ru

Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина (1833) является одной из вершин не только русской поэзии, но и русской политической философии. Как известно, одним из главных героев пушкинского «Медного всадника» является Нева, наводнение, которое обуздывается «Медным всадником», пушкинским воплощением Петра Великого. Автор выдвигает гипотезу, что «Медный всадник» написан Пушкиным в системе понятий трактата Никколо Макиавелли «Государь» (1513), главным из которых является образ «Государя», побеждающего варварскую стихию, метафорически представленную у Макиавели в образе неуправляемого всеразрушающего потока. По мнению автора статьи, поэма «Медный всадник» является интеллектуальным ответом Пушкина на критику (в стихотворной форме) со стороны бывшего друга Пушкина – польского поэта Адама Мицкевича, ранее обращавшегося в своем творчестве к текстам Макиавелли (автора, крайне популярного в польской католической традиции). Во время своего пребывания в России в 1824–1829 гг. Мицкевич неоднократно встречался с Пушкиным в Москве и Санкт-Петербурге и сдружился с ним. Одна их знаменательных встреч имела место у «Медного всадника», памятника Петру на Сенатской площади, и была позднее описана Мицкевичем в стихотворном отрывке «Памятник Петра Великого». После подавления польского восстания 1830–1831 г. Адам Мицкевич был оскорблен позицией «бывшего русского друга Пушкина», который написал по поводу «взятия Варшавы» восторженные стихи.

 

Pushkin’s poem The Bronze Horseman and its politicо-philosophical implications

Alexey Kara-Murza
Professor in Philosophy,
Head of the Department of the Philosophy of Russian History.
Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences
12/1 Goncharnaya Str.
Moscow, 109240, Russian Federation
e-mail: a-kara-murza@yandex.ru

The claim this paper makes is that the The Bronze Horseman (1833), poem by Alexandre Pushkin, is not only one of the crowning achievements of Russian literature, but of Russian political philosophy as well. As it is well known, one of the protagonists of the poem is river Neva and the flood restrained by the Bronze Horseman, Pushkin’s incarnation of Peter the Great. The author puts forward the hypothesis that the The Bronze Horseman could be conceived by the poet in terms of the treatise of Niccolò Machiavelli, The Prince (1513), the centrepiece of the respective system of notions being the figure of the ‘prince’ who overpowers the barbarous masses, depicted by Machiavelli through the metaphor of an uncontrollable destructive torrent. It may further be supposed that The Bronze Horseman is in a certain sense Pushkin’s response to the criticism from his once friend, the Polish poet Adam Mickiewicz who had dealt with the ideas of Machiavelli (an important authority in Polish Catholic tradition) in his work. During his stay in Russia in 1824-1829 Mickiewicz


Вернуться назад