ИНТЕЛРОС > №3, 2015 > Проблема видимости у Фуко и Рансьера

Алина Перцева
Проблема видимости у Фуко и Рансьера


04 февраля 2016

Перцева Алина Андреевна
аспирант школы по философским наукам. Национальный Исследовательский
Университет Высшая Школа Экономики.
105066, Российская Федерация, г. Москва, ул. Старая Басманная 21/4.
Aспирант аспирантской школы «Практики и теории смысла».
Университет Париж VIII Венсенн-Сен-Дени;
e-mail: alina.pertseva@gmail.com

Отправляясь от противоречия, существующего между описанием паноптизма у Мишеля Фуко и требованием стать видимым в публичном пространстве как императивом эмансипации у Жака Рансьера, автор, сравнив между собой метод двух философов, выявляет расхождения, которые существуют при тематизации каждого из трех элементов, связанных с упомянутым противоречием: политики, субъективации и видимости. Используя в качестве точки отсчета археологический метод Фуко и его концепцию власти, Рансьер ставит своей задачей сделать мыслимыми практики сопротивления власти в их позитивности. Этого он достигает главным образом за счет введения понятия «субъективации» как производительной формы сопротивления. В качестве ключевой характеристики субъекта, наряду с такими особенностями, как конечность, бытие-для-другого и др., Рансьер выдвигает способность повлиять на существующее «разделение чувственного». Большая открытость мысли Рансьера теме эмансипации объясняется, в том числе, той ролью, которую играет в его философской системе эстетика как в смысле чувственного познания, так и в значении дискурса об искусствах. Высказывается предположение, что из трех акторов эстетики – философа, автора и зрителя, – именно зритель является первоочередным субъектом эмансипации у Рансьера. В той мере, в какой зритель проявляет активность, которая от него не ожидается в рамках режима чувственности, предполагающего иерархии между активностью и пассивностью, он ставит под вопрос этот режим чувственности. Между темой субъекта и темой зрителя обнаруживается корреляция: именно поскольку субъект Рансьера – это «неучтенные» в текущем порядке распределения чувственного, он может быть увиден только «эмансипированным зрителем», и поэтому избегает «ловушки» паноптизма

Appearance, politics, subjectivation: from Foucault to Rancière

Alina Pertseva
Ph.D. student. Doctoral school “Practices and theories of meaning”,
Paris VIII Vincennes-Saint-Denis.
Philosophy postgraduate school,
National Research University Higher School of Economics.
Staraya Basmannaya st., 21/4, Moscow, 105066, Russian Federation;
e-mail: alina.pertseva@gmail.com

The author takes as a starting point the conflict between Michel Foucault’s description of panopticism and Jacques Rancière’s claim that the imperative of emancipation consists in one’s making oneself visible in the public space, and, by comparing the methods followed by both philosophers, exposes the discrepancies in the way either of them thematizes each of the three elements which combine to make for the said contradiction, i.e. politics, subjectivation and appearance. Parting from Foucault’s archaeological method and his concept of power, Rancière aims at making the practices of resistance to power positively conceivable. This is achieved mainly by introducing the notion of ‘subjectivation’ as a productive form of resistance. As a key characteristic of the subject, along with its finitude, being for the other, etc., Rancière puts forward its ability to influence the existing ‘division of the sensual’. Rancière’s more open attitude towards the problem of emancipation can be explained, among other things, by the role allotted within his philosophic system to aesthetics both as sensual cognition and as discourse on the arts. It may be argued that, among the three actors of the aesthetics, the philosopher, the author and the spectator, it is the latter who is the immediate object of emancipation for Rancière. To the extent the spectator displays activity not expected from him or her within any regime of sensuality implying a hierarchy between activity and passivity, he or she brings this regime into question. There is a correlation between subjectivity and spectatorship: it is precisely because the subject, for Rancière, is what is ‘unaccounted for’ in the current order of distribution of the sensual that it can be seen by the ‘emancipated spectator’ alone and thus escapes the ‘trap’ of panopticism.


Вернуться назад