ИНТЕЛРОС > №3, 2016 > «Ибн-халдунизм» в османской интеллектуальной традиции (XVI–XX вв.)

Ильшат Насыров
«Ибн-халдунизм» в османской интеллектуальной традиции (XVI–XX вв.)


11 ноября 2016

Насыров Ильшат Рашитович
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник.
Институт философии РАН.
Российская Федерация, 109240, г. Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
e-mail: ilshatn60@mail.ru

Политические изменения в исламском мире в XV – XVI вв. (экспансия и апогей Османской империи) привели к появлению османской историографической традиции. Выдающийся мусульманский историк Ибн Халдун (1332–1406), автор сочинения «Введение» («Мукаддима»), считается основоположником философии истории. Он был ученым, следовавшим в области исторических исследований научным методам и фактически утверждавшим примат естественных причин над религиозными факторами в развитии общества, в возникновении и гибели государства. Влияние Ибн Халдуна на османских историков прослеживается вплоть до XX в., поэтому современные турецкие историки используют для обозначения этой многовековой традиции термин «ибн-халдунизм» (Ибн Халдунджулук). Османские историки, во-первых, обеспечили непрерывность в изучении его трудов до открытия этого автора Западом в XIX в., во-вторых, осуществили первый перевод его «Мукаддимы» на другой язык в первой половине XVIII в. и, в-третьих, переосмысливали и развивали некоторые положения его учения о государстве.

 

‘Ibn Khaldunizm’ in the Ottoman intellectual tradition (16th–20th century)

Ilshat Nasyrov
DSc in Philosophy, Chief Research Fellow.
Institute of Philosophy,
Russian Academy of Sciences.
12/1 Goncharnaya Str., Moscow,
109240, Russian Federation;
e-mail: ilshatn60@mail.ru

The prominent Muslim historian Ibn Khaldun (1332–1406), author of the famous Muqaddimah (Prolegomena, or “Introduction”), is considered by many scholars as ‘the father of the philosophy of history’.


Вернуться назад