ИНТЕЛРОС > №4, 2015 > Гай Музоний Руф (штрихи к портрету римского интеллигента эпохи Клавдиев и Флавиев)

Александр Столяров
Гай Музоний Руф (штрихи к портрету римского интеллигента эпохи Клавдиев и Флавиев)


11 марта 2016

Столяров Александр Арнольдович
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник.
Институт философии РАН.

109240, Российская Федерация, г. Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
e-mail: a.stoliarov@mail.ru

Гай Музоний Руф – римский философ-стоик I в. н. э., мало известный отечественной аудитории, но стоящий в одном ряду с Сенекой, Гиероклом, Эпиктетом (учеником Музония) и Марком Аврелием. Начав занятия философией в Риме во время правления Нерона, в 65 году н. э. он был изгнан, вернулся в Рим после прихода к власти Гальбы; в 70-х годах вновь был изгнан и вернулся после смерти Веспасиана. Как и другие представители Поздней Стои, Музоний уделял основное внимание не теоретическим сторонам стоической доктрины, а практической этике – так называемой паренетике, или моралистике, оказавшей большое влияние на европейское моральное философствование. Музоний советует, как вести себя в конкретных жизненных ситуациях, и исходит из позитивного предположения, что человек наделен склонностью к добродетельной жизни и способностью к добру. Цель данной статьи – рассмотреть жизнь и учение Музония в контексте событий римской истории и общественной жизни: это позволяет составить более полное представление как о личности и идеях Музония (а также о причинах их влиятельности), так и об историко-культурном фоне римского и, в частности, стоического философствования I в. н. э. Типичный римский интеллигент, Музоний внес свой вклад в формирование того образа достойной жизни, который доминировал в европейском сознании почти во все времена, и личным примером подтвердил преданность тем принципам, которые считал верными

Gaius Musonius Rufus. An outline of the portrait
of a Roman intellectual in the Claudian and Flavian era

Alexander Stoliarov
DSc in Philosophy, Leading Research Fellow.
Institute of Philosophy,
Russian Academy of Sciences.

12/1 Goncharnaya Str.,
Moscow, 109240, Russian Federation;
e-mail: a.stoliarov@mail.ru

Gaius Musonius Rufus was a Roman Stoic philosopher of the 1st century AD who, despite being a less-known figure, for his importance can be compared with Seneca, Hierocles, Epictetus (who was Musonius’ disciple) and Marcus Aurelius. He first engaged in the study of philosophy in Rome during Nero’s reign and, after being exiled in 65, came back to Rome after Galba’s ascent to power; at some time in the 70s he had to go to exile again, to be back only after the death of Vespasian. Like many other representatives of the Late Stoa, Musonius paid little attention to the theoretical side of the Stoic doctrine, concentrating mostly on practical ethics, namely, the so-called paraenetic, or moralistic discourse, a discipline which eventually exerted great influence of European moral philosophy. Musonius advises on how one should behave in a given situation, parting from the positive assumption that a human being is born with a proclivity for virtuous life and a capacity of goodness. The present paper follows Musonius’ life and teaching through the events of Roman history and public life; as a result, one gets a more complete understanding of his character and thinking (and also of the reasons why it became influential), as well as of the common background of Roman, in particular Stoic, philosophy of the 1st century. A paradigmatic Roman intellectual, Musonius contributed to shaping that idea of a dignified way of life which dominated European consciousness ever since; his own example gave proof of his adherence to the principles he believed to be true 


Вернуться назад