ИНТЕЛРОС > фиж№4, 2021 > К вопросу о конструировании социальной реаль­ности

Карен Момджян
К вопросу о конструировании социальной реаль­ности


21 декабря 2021

Момджян Карен Хачикович 
профессор, доктор философских наук,
заведующий кафедройсоциальной философии
и философии истории философского факультета.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Российская Федерация, 119991,
г. Москва,Ленинские горы, д. 1;
e-mail: karm48@mail.ru

В статье рассматривается роль проектного сознания в истории, которое автор отли­чает от сознания рефлективного и ценностного, исполняющего ориентационные, а не конструктивные функции. Анализ истории показывает кардинальное различие между способностью людей изменять техносферу своего существования и их спо­собностью создавать и контролировать институциональные условия собственной жизни, меняя основы и формы человеческого общежития. Сознание людей играло и играет огромную роль в событийной истории, творимой биографически конкрет­ными людьми в конкретных обстоятельствах пространства и времени. Этого нельзя сказать о его способности целенаправленно создавать и изменять глубинные струк­туры истории, конструировать безличные общественные отношения, выступающие матрицами социального взаимодействия, стоящими за историческими событиями. Эта возможность появляется лишь в XX в., ознаменовавшемся резким ростом по­тенций проектного сознания. Они проявляются прежде всего в расширении воз­можностей сознательного контроля, проникающего в сферы общественной жизни, где ранее доминировала стихийная модель развития. Кроме того, проектное созна­ние обретает беспрецедентную способность совершать масштабные изменения об­щественной жизни не под давлением исторической необходимости, а в соответ­ствии с ценностными приоритетами людей, их представлениями о должном соци­альном устройстве. В статье рассматриваются причины такой трансформации, имеющей как положительные, так и негативные последствия. Автор обращает внимание на ошибки и иллюзии проектного сознания, способные приводить к эпи­зодическому насилию идей над человеческой жизнью. Но это не значит, что воля человека превращается в полноправного демиурга истории, способного реализо­вывать любые желания и фантазии. История сохраняет свой законосообразный характер, в ней продолжает действовать закон, в соответствии с которым идеи рано или поздно посрамляют себя, когда отрываются от объективных потребностей и ин­тересов людей.


Вернуться назад