ИНТЕЛРОС > фиж№4, 2021 > «Философская робинзонада» Ибн ан-Нафиса

Фарис Нофал
«Философская робинзонада» Ибн ан-Нафиса


21 декабря 2021

Нофал Фарис Османович 
магистр философии, научный сотрудник.
Институт философии РАН.
Российская Федерация, 109240,
г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
e-mail: faresnofal@mail.ru

В предложенной вниманию читателя статье детально рассматривается философско-религиозное учение известного врача и мыслителя XIII в. Ибн ан-Нафиса на мате­риале его трактата «Послание Камила о пророческом жизнеописании», представля­ющего собой последнее классическое произведение, написанное в жанре «фи­лософской робинзонады». Автор анализирует содержание вышеупомянутого труда и подробно исследует связь «Послания…» как с предшествующими ему традиция­ми арабо-мусульманской мысли, так и с появившимися спустя несколько десятиле­тий после его написания теориями отца социологии Ибн Халдуна. Показывается, что теология Ибн ан-Нафиса совпадает в целом с традиционной матуридитской бо­гословской доктриной, тогда как его естественно-философские и антропологические выкладки развивают справки мутазилитских мутакаллимов и арабских перипатети­ков (в особенности Ибн Туфайла). Что до учения знаменитого улема об обществе и сущности социальных процессов, то оно на несколько веков предвосхищает кон­цепции Ибн Халдуна: в частности, Ибн ан-Нафис разрабатывает дихотомию «жите­ли городов – жители пустынь», категорию «обустроенность» (ʻумран) и теорию о влиянии на народы совокупности географических факторов – региональных, пре­имущественно климатических, особенностей. Также египетский врач обращается к анализу закономерностей исторического процесса и влияния на него тирании пра­вителей и экономических отношений. Отдельно рассматривается эсхатологическая «футурология» Ибн ан-Нафиса, считавшего, что предсказанный Писанием и преда­нием ислама конец света наступит в силу ряда естественных причин, возникнове­ние которых, в свою очередь, станет возможным благодаря особенностям хода че­ловеческой истории.


Вернуться назад