ИНТЕЛРОС > №4, 2016 > «Стихия чертежа». К топологии трансверсальности

Андрей Парамонов
«Стихия чертежа». К топологии трансверсальности


31 января 2017

Парамонов Андрей Альбертович
кандидат философских наук, научный сотрудник
Институт философии РАН
Российская Федерация, 109240, г. Москва
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
доцент Факультета гуманитарных наук
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Российская Федерация, 101000, г. Москва
ул. Мясницкая, дом 20
e-mail: andrei-paramonov@yandex.ru

В статье поднимается вопрос о статусе пространственных образов и рисунков в философском тексте. В качестве исходного текста исследования были выбраны архивные материалы М.К. Мамардашвили, представляющие собой подготовительные заметки к его лекциям по Прусту 1981–1982 гг. В центре внимания графические схемы-рисунки и пространственные образы, которые используются в заметках. Предложена наглядная модель так называемого понимательного топоса или трансверсального пространства как структурного принципа исследовательского подхода Мамардашвили. На основании предложенной модели высказано предположение о структурном подобии подходов М.К. Мамардашвили и Ж. Делёза к анализу романа Пруста «В поисках утраченного времени».

 

Drafting as elemental force.
Toward a topology of transversality

Andrei Paramonov
Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences
12/1 Goncharnaya Str., Moscow, 109240, Russian Federation
National Research University Higher School of Economics
20 Myasnitskaya Str., Moscow, 101000, Russian Federation
e-mail: andrei-paramonov@yandex.ru

This article investigates the problem of the status spacial images and drawings may have in a philosophical text. The source of the present study are the recently published preparatory notes for the lectures on Proust held by Merab Mamardashvili in 1981-82. Mamardashvili papers abound in schematic sketches which graphically convey spatial images. In his interpretation, Dr. Paramonov suggests a model of the so-called topos of understanding, or transversal space, as the structural principle of Mamardashvili’s intellectual manner. Application of such model leads to the conjecture about the structural similarity between the approaches to the analysis of Proust’s novel In Search of Lost Time used by Mamardashvili and Gilles Deleuze.


Вернуться назад