ИНТЕЛРОС > №4, 2016 > Является ли Isagoge Порфирия введением к «Категориям» Аристотеля?

Илья Патронников
Является ли Isagoge Порфирия введением к «Категориям» Аристотеля?


31 января 2017

Патронников Илья Андреевич
аспирант. Московский государственный
университет имени М.В. Ломоносова
Российская Федерация, 119991
г. Москва, Ленинские горы, д. 1
e-mail: patrilya@gmail.com

Статья посвящена известной работе Порфирия – знаменитому «Введению», Isagoge, с которой со Средневековья знакомились студенты, приступающие к изучению философии. Элементарная работа, посвященная базовым терминам аристотелевской логики (к ним относятся пять терминов: genus, differentia, species, proprium и accidens – благодаря чему трактат был также известен под заголовком Quinque voces, собственно «Пять терминов»). Проблема, которой посвящена статья, касается замысла трактата: Порфирий не уточняет, введением во что является его работа. Ряд античных авторов (например, Боэций, написавший к ней два комментария), видя здесь явную недосказанность, предполагали, что Isagoge было задумано как введение в «Категории» Аристотеля. Эта точка зрения стала чрезвычайно популярной, что, однако, не делает ее самоочевидной. Действительно, если вынести за скобки авторитет Боэция и некоторых других комментаторов и обратиться к самому тексту, связь Isagoge и «Категорий» окажется под вопросом. В настоящей статье демонстрируется, что содержательно эти две работы далеки друг от друга: категории Аристотеля – это, если пользоваться средневековой терминологией, praedicamenta, т. е. предикаты, в то время как пять терминов Порфирия – это praedicabilia, предикабилии. Иными словами, оба трактата посвящены объектам разного логического статуса, следовательно, Isagoge не содержит в себе ничего, что делало бы его введением в «Категории». Одной из правдоподобных альтернатив является гипотеза, согласно которой Isagoge, вместо того чтобы быть введением к какому-либо трактату, является введением в логику в целом.

 

Is Porphyry’s Isagoge an introduction to Aristotle’s Categories?

Ilya Patronnikov
Lomonosov Moscow State University
1 Leninskie Gory
Moscow, 119991, Russian Federation
e-mail: patrilya@gmail.com

The present paper is concerned with the famous work of Porphyry, his “Introduction” (Isagoge). During the Middle Ages it was used as a work to start studying philosophy, which partly accounts for its fame. Its subject is quite elementary: it deals with the five basic terms of Aristotelian logic: genus, differentia, species, proprium, accidens; owing to this, it was also known under the title Quinque voces, viz. the five terms. This study concentrates on the problem of Isagoge’s purpose. As it is evident from the title, the treatise was intended to serve as an introduction; nevertheless, the subject to which the introduction was made remains unclear. Some ancient scholars (Boethius among them) made the conjecture that the treatise should be considered an introduction to Aristotle’s Categories. This became widely accepted among the scholars and translators of the text (the Russian edition of it, for instance, bears the title “Introduction to Aristotle’s Categories”), which, however, in itself is no proof that such attribution is correct. Moreover, a closer examination of the text reveals that the assumption about a special affinity between the two works is at least disputable. The author argues that both writings have indeed very little in common in terms of their content: while Aristotelian categories can be described by the medieval term praedicamenta, i.e. the predicates, Porphyry’s five terms under the same system will be called praedicabilia, viz. predicables. In other words, the two books deal with the objects of different logical types, and therefore one of them cannot be considered an introduction to the other. This being the case, it is reasonable to agree with another explanation of Isagoge’s purpose: instead of being an introduction to a specific work, it should be regarded as an introduction to the whole subject of logic.


Вернуться назад