ИНТЕЛРОС > №4, 2016 > «Философия мысли» Павла Флоренского

Андрей Иванов, Ирина Фотиева
«Философия мысли» Павла Флоренского


31 января 2017

Иванов Андрей Владимирович
доктор философских наук, профессор
зав. кафедрой философии
Алтайский государственный аграрный университет
Российская Федерация, 656049
г. Барнаул, пр. Красноармейский, д. 98
e-mail: ivanov_a_v_58@mail.ru

 

Фотиева Ирина Валерьевна
доктор философских наук, профессор
Алтайский государственный университет
Российская Федерация, 656049
г. Барнаул, пр-т Ленина, д. 61
e-mail: fotieva@bk.ru

Статья посвящена недостаточно изученным идеям философского наследия П.А. Флоренского, которые, по мнению авторов, могут послужить основой для создания нового направления – «философии мысли». Эвристический потенциал этого направления связан, во-первых, с неразработанностью темы мысли в философии, во-вторых, с ее многоаспектностью, что дает основания для нового философского синтеза. Кроме того, в рамках данного направления станет возможным целостно философски осмыслить накопленный массив эмпирических научных данных и теоретических гипотез, не укладывающихся в до сих пор доминирующую, особенно в западной мысли, узкоматериалистическую парадигму. Авторы отмечают, что сегодня вновь актуализируется платоническая традиция в философии, в русле которой творил Флоренский и куда он внес неоценимый вклад. Прежде всего обращает на себя внимание принцип «духовного материализма» в трактовке Флоренским всех форм бытия, откуда следует, что мысли обладают особой «вещностью» и, соответственно, как опосредованно, так и непосредственно влияют на мир. Здесь видится прямое пересечение с современными естественнонаучными исследованиями, прежде всего в биологии, физике микро- и мегамира. В процессе познания человек, согласно Флоренскому, посредством мысли овладевает идеей (подлинным бытием) предмета; отсюда истина – не гносеологический конструкт, а совпадение индивидуальной мысли с эйдосом предмета, при этом индивидуальные мыслительные акты могут не только порождать новые смыслы, но и актуализировать, дополнять новыми смысловыми слоями и энергиями эйдетические смысловые структуры. В своей антропологии Флоренский последовательно развивает тезис о тождестве микро- и макрокосма, при этом особо подчеркивая прямое воздействие мыслительно-духовных процессов человека на все мироздание. Философия мысли, контуры которой очертил Флоренский и которая нуждается в дальнейшем развитии, важна не только в теоретическом плане, но и в практическом, давая основу для нового подхода к решению многих проблем современного человечества.

 

The ‘Philosophy of thinking’ of Pavel Florensky

Andrei Ivanov
Altai State Agrarian University
98 Krasnoarmeyskiy Pr., Barnaul
656049, Russian Federation
e-mail: ivanov_a_v_58@mail.ru

Irina Fotieva
Altai State University
61 Lenin av., Barnaul
656049, Russian Federation
e-mail: fotieva@bk.ru

This article is a study of a set of largely ignored ideas found in the philosophical Nachlass of Pavel Florensky, which, according to the authors, may point toward potentially a new theory, a ‘philosophy of thinking’. The problem of thinking has hitherto received only insufficient attention from the various branches of philosophy, despite the fact that its multifaceted character makes it suitable to provide ground for a new philosophical synthesis, the latter being much needed to holistically comprehend the wealth of amassed empirical data and hypotheses which do not fit into the dominant scientific paradigm. Today, as the authors contend, we witness a renaissance of platonism, the philosophy to which Pavel Florensky belonged and to which he made contributions of utmost importance. Particularly significant was the principle of ‘spiritual materialism’ which he applied in reconsidering all forms of being, assuming that thoughts possess a certain ‘thingness’ and thus affect the world both indirectly and directly. This shows striking affinity with some of the trends in present-day science, notably in biology and in micro and megaworld physics. In the process of cognition man, in Florensky’s view, gets hold of the idea of an object (its true being); truth, therefore, is not an epistemological construct but rather a congruence of individual thought with the eidos. More than that, the individual acts of thinking not only are capable of generating the new meanings, but also of complementing the existing eidetic structures with new layers of meaning and semantic energies. Finally, in his anthropology Florensky consistently develops the idea of the identity of micro- and macrocosm; he emphasizes the direct impact that intellectual and spiritual activities of a human being exert on the entire universe. Florensky’s ‘philosophy of thinking’, if properly developed to include a practical dimension, may prove instrumental in approaching some of the fundamental problems mankind is facing.


Вернуться назад