ИНТЕЛРОС > №4, 2017 > Критика революционного сознания в работах Семена Людвиговича Франка (к 140-летию со дня рождения)

Алексей Кара-Мурза
Критика революционного сознания в работах Семена Людвиговича Франка (к 140-летию со дня рождения)


31 января 2018

Кара-Мурза Алексей Алексеевич
доктор философских наук, профессор,
главный научный сотрудник,
руководитель сектора философии российской истории.
Институт философии РАН.
Российская Федерация, 109240, г. Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
e-mail: a-kara-murza@ yandex.ru

В статье рассматривается эволюция общественно-политических взглядов крупнейшего русского философа XX в. Семена Людвиговича Франка (1877–1950). В юности Франк был увлечен радикальным социализмом в его марксистском варианте, и лишь уроки революции 1905–1907 гг. заставили его (как и многих других молодых интеллектуалов его поколения (Бердяев, Булгаков, Струве, Изгоев, Кистяковский и др.)) перейти от марксизма и позитивизма к умеренному христианскому либерализму, а затем к либеральному консерватизму. Результатом этой эволюции стало членство Франка в Конституционно-демократической партии и участие в сборнике «Вехи». В статье подробно анализируются ключевые политико-философские работы С.Л. Франка, направленные на философское развенчание идеологии русской революционной интеллигенции: «Философские предпосылки деспотизма» (1907), «веховская» статья «Этика нигилизма» (1909), статья «De profundis» (из одноименного сборника «Из глубины», 1918), а также эмигрантская работа «По ту сторону правого и левого» (1930).


Вернуться назад