ИНТЕЛРОС > №1, 2018 > От неолуддизма к трансгуманизму: сингулярность и вертикальный прогресс или утрата идентичности?

Вадим Емелин
От неолуддизма к трансгуманизму: сингулярность и вертикальный прогресс или утрата идентичности?


16 сентября 2018

Емелин Вадим Анатольевич
кандидат философских наук, доцент. МГУ им. М.В. Ломоносова.
Российская Федерация, 119234,
г. Москва, Ленинские горы, д. 1;
e-mail: emelin@mail.ru
 

В отношении к современным технологиям можно выделить два полюса. Первый – неолуддизм – сводится к их отрицанию и представлению в качестве враждебной человеку силы, с которой надо бороться. Второй – трансгуманизм – видит в развитии технологий панацею человечества в решении всех проблем и ориентируется на максимальную конвергенцию человеческого и машинного разума. И та и другая точка зрения предполагают радикальное изменение или качества жизни, или сложившейся идентичности индивида информационного общества. В статье рассматривается проблемная специфика взглядов современных неолуддитов, при этом, если не брать во внимание крайние проявления «машиноборства», то речь скорее идет о вполне объяснимых опасениях непредсказуемых последствий безудержного и неконтролируемого процесса вхождения технологий в жизнедеятельность людей. Оспаривается «радужное видение» будущего триумфа технологического развития, который должен принести человеку если не бессмертие, то максимальное продление жизни, а в идеале стать точкой технологической сингулярности, т. е. перехода человека в иное, киборгизированное, машинное качество. Популярность идей продления жизни вполне объяснима и не подлежит критике. Но пренебрежение этическими, этническими, а также проблемами перенаселенности планеты и ограниченности ресурсов делают взгляды трансгуманистов если не утопическими, то, по крайней мере, весьма неоднозначными. Как и любые из тех, кто обещал бессмертие, имморталисты относят его в неясное будущее, спекулируя на все возрастающем интересе к данной тематике. Оценивая подходы неолуддитов и трансгуманистов в качестве радикальных, предлагается начать движение к промежуточной позиции, предполагающей выработку соразмерного, «мирного» сосуществования человека и технологий с целью сохранения родовой сущности человека и недопущения разрушения его идентичности.


Вернуться назад