ИНТЕЛРОС > №1, 2021 > Пространство в учениях мутакаллимов-классиков (VIII–XIII вв.)

Нофал Фарис
Пространство в учениях мутакаллимов-классиков (VIII–XIII вв.)


31 мая 2021

Фарис Османович Нофал 
научный сотрудник.
Институт философии РАН.
Российская Федерация, 109240,
г. Москва, ул. Гончарная д. 12, стр. 1;
e-mail: faresnofal@mail.ru

В статье рассматриваются учения мусульманских мутакаллимов VIII–XIII вв. о метафизических основаниях пространственности. На обширном материале средневековых мутазилитских, ашаритских и зайдитских трактатов автор анализирует три важнейших смысловых пласта физических теорий мусульманских теологов – космологический, макро- и микропространственный. Показано, что мифологемы доисламской эпохи, отчасти вошедшие и в corpus texti мусульманского мифа, задали основные теоретические координаты космологии калама, в свою очередь основывающейся на общесемитской интуиции иерархического устройства мультиверса. Автохтонная же спекуляция мутакаллимов о трехмерном макропространстве нашла выражение в разработке категорий макан и джиха, – обозначений воображаемого или реального местопребывания тела и отграничивающей последнее пустоты соответственно. Наконец, микропространство-хаййиз, предикативно связанное с сущностью мельчайших частиц материи, осмыслялось ближневосточными философами-атомистами как геометрическая непротяженность, служащая онтологической основой как для одно- или двухмерности, так и для трехмерного строения сложносоставных тел. Отдельно представлены оригинальные построения мутакаллимов, касающиеся проблемы взаимодействия духовных существ и физического пространства.


Вернуться назад