ИНТЕЛРОС > №1, 2021 > Метафизика и космология Маймонида в «Путеводителе растерянных» и в «Послании мудрецам Марселя»

Геннадий Андреев
Метафизика и космология Маймонида в «Путеводителе растерянных» и в «Послании мудрецам Марселя»


31 мая 2021

Геннадий Петрович Андреев 
выпускник аспирантуры философского факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова,
преподаватель обществознания Lancman School.
Российская Федерация, 119991,
г. Москва, Ленинские горы, 1;
e-mail: jew.kulturolog@gmail.com

В своем главном философском трактате «Путеводитель растерянных» еврейский философ рабби Моше бен Маймон (Маймонид) анализирует геоцентрическую космологию, бывшую в то время парадигмой, а также разбирает перипатетические идеи о предвечности мира и множестве миров. Он подвергает сомнению постптолемеевское учение об эпициклах, что довольно нехарактерно для XII в. Кроме того, Маймонидом анализируются мистические учения Маасэ Берешит (Деяния Первоначала) и Маасэ Меркава (Деяния Колесницы) в свете популярной интерпретации еврейского Высокого Средневековья как физики и метафизики в аристотелевском смысле. Мистическая талмудическая доктрина о Троне Славы (кисэ а-кавод) трактуется им как перипатетическое учение о «надлунном мире». В «Послании мудрецам Марселя» им устанавливаются критерии рациональной веры, а также рассматриваются основные идеи против астрологии, что для его эпохи было нетривиально, отделяя научную космологию от суеверий. Он разбирает концепцию реайа брура (ясного видения) в эпистемологическом и онтологическом смысле. Для Маймонида логика математических доказательств (а с ней и все преднаучное – в нашем понимании – знание) и чувственное восприятие оказываются куда бóльшими авторитетами, чем слова библейских пророков.


Вернуться назад