ИНТЕЛРОС > №1, 2021 > Франсиско Суарес о знании Богом будущих контингентных событий

Иван Лупандин
Франсиско Суарес о знании Богом будущих контингентных событий


31 мая 2021

Иван Владимирович Лупандин
кандидат философских наук,
доцент кафедры богословияибиблеистики Общецерковной аспирантуры
и докторантуры им. Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Российская Федерация, 115035, г. Москва,
ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1;
e-mail: ivanlupandin@yandex.ru

В историко-философском и теологическом контексте обсуждаются проблемы контингентности, свободы воли, всеведения и всемогущества Бога, возможных миров, поставленные известным представителем второй схоластики испанским философом Франсиско Суаресом (1548‒1617) в его произведении «О знании Богом будущих контингентных событий». Суарес (в отличие от, например, Спинозы) признает существование в мире контингентных событий, показывает, что существование контингентных событий не умаляет всемогущества Бога. Суарес, следуя Фоме Аквинскому, показывает, как возможно примирить существование свободы воли, главного источника контингентности, со всеведением Божиим. Вслед за Луисом де Молиной (1535‒1600) Суарес признает знание Богом не только реального, но и возможного будущего. Оригинальность Суареса проявляется в решении вопроса, как Бог познает возможные будущие события и, соответственно, возможные миры. Уделяется внимание влиянию философии Суареса на философию Нового времени, в том числе на Декарта и Лейбница. Читателю также предлагается перевод первой главы второй части сочинения испанского философа и теолога Франсиско Суареса «О знании Богом будущих контингентных событий», в котором Суарес на основании герменевтики библейских текстов доказывает тезис о знании Богом будущих контингентных событий, которые могли бы произойти, но в действительности не произошли и не произойдут в будущем, опровергая доводы католических богословов Амброджо Катарино Полити (1484–1553) и Янсения Гентского (1510–1576), ставивших под сомнение наличие у Бога такового знания. Перевод снабжен комментариями, вводной статьей и списком литературы.


Вернуться назад