ИНТЕЛРОС > №1, 2020 > Анри де Любак в богословских дискуссиях о религиозном и религии на Втором Ватиканском Соборе

Петр Михайлов
Анри де Любак в богословских дискуссиях о религиозном и религии на Втором Ватиканском Соборе


22 октября 2020

Петр Борисович Михайлов
кандидат философских наук.
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет,
127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
e-mail: locuspetri@rambler.ru

 

В статье исследуется индивидуальный вклад в учение Второго Ватиканского Собора Римско-католической церкви (1962‒1965) одного из выдающихся французских богословов XX в. – кардинала Анри де Любака (1896‒1991). Очерчивается траектория его жизни, освещается новейшая зарубежная историография, предпринимается сравнение с вкладом других участников, оценивается герменевтический потенциал теологических разработок главного героя и приводится заключительная характеристика его отношения к искусственной оппозиции между историческим христианством и христианством в современном мире. Вопрос о теологическом релятивизме и религиозном плюрализме поднимается в связи с историей, известной как «фурвьерское дело» (энциклика Humani generis, 1950), имевшее тяжелые последствия в судьбе де Любака и его единомышленников; показывается связь в постановке под вопрос господствовавшей до середины века системой неосхоластики, закрепленной папской энцикликой Aeterni Patris (1879). Поводом для уточнения вопроса о предполагаемых границах сотериологии стала концепция об имплицитном христианстве (Э. Схиллебекс), на которую де Любак отвечает, опираясь на переосмысление доктрины о сверхприродном Фомы Аквинского. Она же позволяет ему формулировать христоцентрическое понимание природы религии как таковой и на этом же основании предложить ответ на вопрос о критерии истины, сформулированном как принцип религиозного обращения.


Вернуться назад